гуси лебеди в чем смысл

Сказка Гуси-лебеди как реинкарнационный миф?

РУССКАЯ СКАЗКА «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
как РЕИНКАРНАЦИОННЫЙ МИФ?

Лебеди – птицы славянской богини смерти Мораны (это известно). Белый – цвет смерти (и возрождения) у древних славян.
Почему птицы не просто лебеди, а гуси-лебеди? Вероятно, в древности у славян слово “гусь” было общим обозначением крупной водоплавающей птицы – как в санскрите слово “хамса” (санскр. “хамса” – гусь, лебедь; этимологически родственно русскому “гусь”).
Лебедь – вероятно, слово-перевёртыш: от слова “белый”, где корень “леб” – это инверсированное “бел” (здесь же греч. «левкос» – светлый, белый; лат. albus – белый; русск. лебеда; русск. блёклый и, как ни странно, англ. black – чёрный). Поэтому “гуси-лебеди” означает “водоплавающие-белые”, т.е. лебеди.
(Возможно также, что “гуси-лебеди” – это словосочетание, которое просто дублирует смысл: как в слове “трын-трава”, где “трын” – это искажённое санскр. слово “трин”, означающее “трава”).

Баба Яга – возможно, устрашающая ипостась Мораны.
Лес – информационное поле (это известно).
Избушка на курьих ножках – домовина, гроб; место перехода из яви в навь (лес за избушкой). Печь Бабы Яги – всекосмическая «топка», космический огонь в печи – очищение, котёл Бабы Яги – процесс перерождения.

Цитата из сказки:
“В избушке старая Баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками”. Кудель означает, что Яга прядёт нить жизни – она устрашающая ипостась богини судьбы и смерти Мары (Мораны). Имя Мара связано с понятием “мера”. Устрашающей она может представляться на завершающем этапе жизни человека. Серебряные яблочки – созревший “плод” жизни, символ человеческого века. Игра с яблочками – подведение итогов.

ТЕПЕРЬ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА:
Возвращение домой, в мир яви, происходит следующим образом.
1. Молочная речка-кисельные берега – это Млечный Путь как образ внеземного измерения. Выход души в тонкие измерения. (Млечный Путь – это, согласно славянскому мифу, молоко космической коровы Земун, породившей землю.) Также здесь содержится намёк на зачатие.
2. Яблоня – это древо жизни (молодильные яблочки). Новое приобщение-причащение жизни (возможно, новая родовая ветвь?).
3. Печка – образ тёплой материнской утробы: эта печь без огня – в отличие от пылающей космическим огнём очистительной печи Яги-Мораны.
Цитата из сказки:
— «Сударыня печка, спрячь нас!» — «Съешь моего ржаного пирожка!» Девочка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устье. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали, покричали и ни с чем улетели.
4. Выход из печи – рождение.
Цитата из сказки: “ Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой [т.е. вернулась в мир яви]. А тут и отец с матерью пришли [читай: «явились», поскольку родители становятся таковыми, родителями, одновременно с рождением своего ребёнка]”.

Источник

«Гуси-лебеди»: сказка о духовной инициации

Сюжет этой сказочки кажется очень простеньким и наивным, но в ней, как, впрочем, и в других сказках, скрывается глубочайший смысл. Итак, начнём разбор. (Сказка в обработке А. Н. Толстого) «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили».

Гуси-лебеди – здесь тоже налицо глубочайший символизм. Гусь являет собой двойственный образ. В мифах он выступает и как творец вселенной, и как птица хаоса. В основном, это, конечно, светлый персонаж. Египтяне верили, что именно великий гусь Гоготун снёс золоте яйцо, из которого вылупился бог Солнца Амон-Ра. В римском храме Юноны гусь являлся священной птицей. У эллинов он ассоциировался с Бореем – богом северного ветра, что указывает на его нордическую сакральность. Он же был птицей гиперборейского Аполлона. Но есть у него и некая тёмная сторона. Как водоплавающая птица, он хоть и устремлен к небу, но одновременно связан и с водой – символом первобытного, изначального хаоса. К слову, с морем-окияном связаны и сакральные птицы – Стратим и Алконост.

Эллины считали, что именно гусь переносит души умерших в подземное царство Аида, то есть в страну теней, в Навь, в регион Души (не Духа).

Собственно говоря, туда же гуси (лебеди) и понесли Сына, ведь Лес – образ Нави. В данном плане указывается на искажение, инверсию изначальной, гиперборейской традиции Золотого Века. Гуси реализуют свою темную сторону. Нельзя пройти мимо метасоциального аспекта. В индоарийской традиции символом изначальной, гиперборейской касты Хамса является Лебедь, но её же символизирует и Гусь. (Сами Гусь и Лебедь являются птицей гиперборейского Аполлона.) Эта сверхкаста была тождественна всему гиперборейскому социуму, внутри неё не было раскола на священников, воинов и «хозяйственников», как нет его и внутри Царского начала.

Таким образом, Гуси-Лебеди символизируют некую ветвь гипербореев, которая переродилась. «Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Съешь моего ржаного пирожка — скажу. — Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего лесного яблочка — скажу. — У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу. — У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками».

Три «Объекта», с которыми встретилась девочка, являются некими «порталами» ввысь, в Рай. Печь обладала у наших предков сакральным значением, служила своеобразным святилищем. Яблоня – образ Мирового Древа, нетварной, Божественной вертикали, пронизывающей тварные миры. Молочная Река – образ великой Райской реки, которая ниспадала на Северный полюс, разделяя Гиперборею на четыре части – крестообразно. (Ниспадает она и сейчас, но сама Гиперборея, сокрытая льдами, чувственно незрима.)

Сестра отказывается принять дары из этих «порталов». Она не готова к духовной инициации, хотя и желает обрести потерянную духовность в лице Брата. В результате, ей приходится пройти душевную (контр)инициацию в регионе Души, в Нави, в Лесу, в логове Бабы-Яги. Сама Яга – есть Мировая Душа, точнее, её больной, ветхий аспект.

«Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: — Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает: — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: — Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала: — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. — Речка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… — Яблоня, матушка, спрячь меня! — Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».

В древности пряжа выступала как некий мифопоэтический образ долгой жизни. Тут присутствовал и низший аспект, когда имелась ввиду жизнь, понимаемая сугубо в Душевном, «психическом» смысле, отличном от смысла Духовного. Именно бесконечного продления такой вот жизни и желают оккультные адепты, практикующие душевную, вампирическую инициацию (точнее, контр-инициацию). Эллины имели представление персонифицированной судьбе по имени Ананка. Она изображается женщиной, вращающей гигантское веретено. Это – Судьба, понимаемая как неумолимая, беспощадная закономерность. Тончайший мистик Юрий Стефанов считал, что именно Ананку имел ввиду Густав Майринк, когда рисовал образ черной «богини» Исаис-Асайи «Мы сможем понять, кто же она такая, только обратившись к тому эпизоду из «Серебряного башмачка», где ее космическая ипостась описывается в виде великанши в треугольнике, сотканном из черного дыма жертвоприношений; держа в своих бесчисленных руках бешено крутящееся веретено, она сучит пряжу из кровоточащей (вот и перекличка с вампиризмом – А. Е.) человеческой плоти».

В данном случае Мышь как бы искупает свою вину, исправляет своё инверсивно-разрушительное деяние. Если Гусь (Лебедь) реализует темную сторону, то она задействует сторону светлую, восполняя «убывающую» сакральность. Сестра проявляет свою волю к духовному преображению, к воссоединению с Братом. Она устремляется к светлой стороне Мыши, что означает преображение звериного, животного, душевного начала. И, таким образом, Сестра становится готовой к спасительной духовной инициации. Она принимает дары от Реки, Древа и Печи. Сказка завершается воссоединением Души (Сестры) и Духа (Брата), а также возвращением Райского Неба-Отца и просветленной им Матери-Земли.

Источник

«Гуси лебеди» Воробьева: лебединая песня любви и верности

Война – это самое страшное, что может выпасть на долю любому человеку. Константин Дмитриевич Воробьев как никто другой знал о тяжести военного времени. Особенно нелегка была военная пора для людей, которым хотелось обычных житейских радостей – любви, семейного счастья. Фронтовик Константин Воробьев вложил в свой рассказ «Гуси лебеди» смысл того, что настоящая и искренняя любовь сильнее любых преград.

Краткое содержание

Действия рассказа разворачиваются в годы второй мировой войны. Молодой разведчик Сергей вместе со своей группой собирается на вылазку в оккупированный немцами город. Сергею нелегко покидать лагерь. Но не из-за страха, а потому что он влюблен в юную радистку – Татьяну. Таня чувствует близкую беду, но, переступив через себя, отпускает своего возлюбленного на разведку.

Ради любви

Случается страшное – Сергей не возвращается с задания. Татьяна умоляет командира подразделения отправить за Сергеем спасательный отряд, но тот отказывает девушке. В порыве эмоций, юная радистка нарушает приказ командира. Она самостоятельно покидает лагерь чтобы найти Сергея в оккупированном городе.

Проходит время, а о судьбе девушки, покинувшей безопасный лагерь, так ничего и не слышно. Однажды, находясь в городе, партизанский отряд обнаруживает чудом уцелевшего Сергея. Разведчик сильно ранен и измотан. Он не перестает корить себя за то, что допустил бесследное исчезновение своей любимой Тани.

Чем дальше длится неизвестность дальнейшей судьбы Татьяны, тем сильнее в душе Сергея нарастает мысль, что его возлюбленная погибла в окруженном врагом городе, одинокая и несчастная. С этой мыслью разведчику приходится жить долгие годы.

По окончании войны, Сергей никак не может забыть свою фронтовую любовь. Не отвлекает его ни мирное время, ни смена места жительства, ни то, что он сумел дослужиться до должности директора местного завода.

Открытый финал

В попытке излить свою душу и выразить чувства к погибшей возлюбленной, Сергей пишет книгу. Сюжет книги завязан на ситуации, которой пришлось пережить Сергею и Татьяне. Но в конце рассказа, главному герою книги удается спасти свою любимую.

На заметку! Константин Дмитриевич Воробьев сам участвовал в Великой Отечественной войне. Ему пришлось побывать во многих боях и даже в концентрационном лагере. Но несмотря на все тяготы его жизни в военное время, он написал книги не об ужасах войны и смерти, а о любви и верности.

Сергей возвращается спустя четыре года на свою малую родину. В дороге он встречает попутчиков, остановившихся отдохнуть у костра. Разговорившись с ними, он узнает шокирующую для себя информацию – Татьяна жива. Она смогла не только больше недели находиться в оккупированном городе. Во время пересечения ею границы фронта, одним броском гранаты, она отбилась от отряда преследующих ее фашистов. Получив при этом серьезные травмы, добралась до ближайшего хутора. Там ей оказали помощь, и там она живет по сей день.

Заканчивается рассказ тем, что главный герой не может уснуть ночью, предвкушая встречу со своей возлюбленной. Но узнать чем же кончилась история, читателю не дано, так как финал рассказа остается открытым.

Объяснение сюжета

Смысл рассказа К. Д. Воробьева «Гуси лебеди» заключается в необходимости веры в любимого человека, верности ему и готовности пойти на любые трудности ради любви. В рассказе, подобно народной сказке «Гуси лебеди», находится скрытый и сакральный смысл о святости и непоколебимости перед любыми препятствиями такого чувства, как любовь и всеобъемлющей силе любящего сердца.

Подобно сестрице из сказки, Татьяна и Сергей преодолевают любые сложности ради спасения друг друга. А мировая война и фашисты, разлучающие главных героев несут, в рассказе «Гуси лебеди» смысл Бабы-Яги и ее подчиненных гусей из одноименной сказки.

На заметку! Писатель Воробьев не зря решил использовать такое название, как «Гуси лебеди». В нем скрытый смысл «лебединой» верности главных героев. Через года они проносят свои чувства друг к другу, ни капли не потеряв. Главные герои не представляют себе жизнь друг без друга, погибая в разлуке, словно пара лебедей.

Автор говорит читателю, что нет такой силы на земле, которая сможет противостоять любящему сердцу. Даже добившись успеха в карьере, Сергей продолжает мучиться от тоски по неспасенной им Татьяне. Лишь поддавшись зову сердца, герой находит свою избранницу. Воробьев подталкивает читателя к мысли о том, что стоит слушать свое сердце и верить в лучшее даже тогда, когда вокруг все говорит об обратном. В этих простых истинах и кроется еще один смысл рассказа «Гуси лебеди».

В чем суть концовки

Константин Воробьев оставляет читателю повод представить, что могло произойти дальше с главными героями его произведения. В рассказе «Гуси лебеди» смысл открытого финала заключен в возможности читателя воплотить любой конец истории Сергея и Татьяны. Нет точки в истории двух любящих сердец, а, значит, нет и границы их любви друг к другу.

Воплотив конец произведения таким финалом, автор подчеркивает всю ту широту возможностей, которая открывается перед парой главных героев. Читателю предложено самому представить то, как эти двое смогут встретиться после стольких лет разлуки, и то, как эта «пара лебедей» вновь сможет обрести друг друга.

Вопреки всем тем кошмарам, которые пришлось пережить главным героям рассказа «Гуси лебеди», они смогли уберечь свою любовь и вновь обрести друг друга спустя долгое время. Поэтому так важно напоминать себе в мирное время, какую огромную силу несет в себе каждый из нас – любовь.

Источник

Анализ сказки «Гуси лебеди»

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, жанр, кто главные герои произведения, чему учит сказка «Гуси-лебеди».

«Гуси лебеди» анализ сказки

Жанр — сказки

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Главная мысль: нужно ответственно относиться к поручениям взрослых.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои сказки «Гуси-лебеди»:

Особенности композиции сказки:

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Источник

Детский час

для детей и родителей

гуси лебеди в чем смысл. Смотреть фото гуси лебеди в чем смысл. Смотреть картинку гуси лебеди в чем смысл. Картинка про гуси лебеди в чем смысл. Фото гуси лебеди в чем смысл

Анализ сказки «Гуси-лебеди»

гуси лебеди в чем смысл. Смотреть фото гуси лебеди в чем смысл. Смотреть картинку гуси лебеди в чем смысл. Картинка про гуси лебеди в чем смысл. Фото гуси лебеди в чем смыслРусская народная сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *