Штрафы за мистрали что это
Россия уже получила за «Мистрали» более миллиарда евро
Россия получила от Парижа обратно деньги за полтора «Мистраля». Общая сумма выплат за вертолетоносцы превысила миллиард евро.
Но Париж приостановил передачу вертолетоносца в связи с ситуацией на Украине. Соглашение о судьбе «Мистралей» было достигнуто летом 2015 года. По условиям соглашения, Россия получает назад деньги и оборудование. После этого Париж получает возможность распоряжаться построенными кораблями.
Москва получила 65 миллионов евро за кормовую часть «Мистралей», построенную в Санкт-Петербурге. Всего Россия проплатила авансом 893 миллиона евро. То есть, был оплачен весь первый корабль и половина второго.
В Минобороны утверждают, что после переговоров от Парижа удалось добиться и выплаченных денег, и возмещения косвенных потерь и издержек: расходы на командировки и обучение моряков, создание части инфраструктуры на Дальнем Востоке под эти суда.
В Елисейском дворце неделю назад заявили, что сумма компенсации составит менее миллиарда евро.
Взяли с Парижа, что называется, по-божески. Ведь официальные выплаты за срыв поставок согласно контракту могли достигать нескольких миллиардов. Но Франция продолжает наказывать себя материально, ведь содержание двух Мистралей у заводских причалов ежемесячно обходится Франции в 3 миллиона евро. Поэтому вопрос их продажи, пусть даже и в полцены, это вопрос уже даже не экономики, а экономии. Пока же два злосчастных вертолетоносца для Парижа все равно что чемоданы без ручек – нести неудобно, а выбросить жалко.
Позиции Франции как надежного поставщика и партнера пошатнулись из-за политического решения не поставлять вертолетоносцы «Мистраль» России из-за ситуации на Украине. Ни для кого в мире не было секретом, что такое решение Елисейский дворец принял под давлением Вашингтона. Оружейный рынок очень остро реагирует на такие вещи. Тем более что это уже не первый случай подобного поведения Парижа.
В начале 1980-х Франция «недопоставила» Аргентине противокорабельные ракеты, из-за чего та проиграла войну за Фолкленды. А во время операции «Буря в пустыне» французы по требованию США передали Пентагону специальную техническую информацию по поставленным в Ирак французским системам ПВО, что в итоге свело их эффективность к нулю. Все это привело к сокращению доли Франции на оружейном рынке с 14% в 1985-1990 годах до 5% в 2009-2013 годах.
СМИ узнали о сумме неустойки за «Мистрали» в €1,2 млрд
Париж может выплатить €1,2 млрд за разрыв контракта на поставку Москве вертолетоносцев «Мистраль». Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в военно-технической сфере.
Собеседники газеты рассказали, что окончательные договоренности по разрыву контракта были достигнуты на переговорах вице-премьера Дмитрия Рогозина с генсеком по обороне и нацбезопасности Франции Луи Готье, которые закончились на минувшей неделе. СМИ сообщали о значительном расхождении сторон по вопросу неустойки. В частности, указывалось, что Минобороны России требует за невыполнение заказа €1,163 млрд, а Франция готова выплатить в качестве возмещения «расходов и убытков» лишь €784,5 млн.
Газета отмечает, что Москва требовала вернуть ей аванс в €892,9 млн, а также те средства, которые были потрачены на обучение экипажа, строительство инфраструктуры для базирования «Мистралей» и работу по созданию опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К — в общей сложности, €1,163 млрд. Источники издания утверждают, что эта сумма будет возвращена полностью.
«К ней же добавятся риски и расходы, связанные с демонтажом и разгрузкой с кораблей российского оборудования, поставленного на них в ходе строительства», — указал собеседник «Коммерсанта». Ожидается, что после поступления средств Москва позволит Парижу осуществить реэкспорт кораблей. Демонтажом оборудования займется группа российских специалистов. Им предстоит разобрать систему управления и связи.
Накануне помощник президента по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин сообщил, что Россия и Франция завершили переговоры о ситуации вокруг вертолетоносцев «Мистраль». Он указал, что соглашение о разрыве контракта будет подписано в ближайшее время.
Россия и Франция заключили контракт на поставку России двух вертолетоносцев «Мистраль» — «Владивосток» и «Севастополь» — в 2011 году. Москва должна была получить первый корабль осенью 2014 года. Тем не менее Париж заморозил сроки поставки из-за кризиса на Украине.
Французские страдания: и как не вспомнить «Мистрали»
«Контракт века» на 66 миллиардов долларов уплыл в прямом смысле этого слова. Такие подлые австралийцы, которые по словам многих французских деятелей «ложью и изменой» образовали новый союз с США и Великобританией, AUKUS. А образовав, передумали заказывать у Франции 12 ударных подводных лодок «Attack Class» и, таким образом, все радужные надежды французов на 66 миллиардов долларов ухнули в Ла-Манш и уплыли.
Не так важно, через Ла-Манш или через океан. Факт, что Франция получила просто оглушительную оплеуху, которая свидетельствует о том, насколько низко упал статус страны в мире.
Воистину правильно говорят: не плюй в колодец, вылетит обратно – не увернешься.
Как тут не вспомнить историю с «Мистралями»? В ней французы выглядели настолько неприглядно, настолько за этим скандалом явно стояли США, что вопрос о самостоятельной политике Франции даже не хотелось поднимать.
И вот – закономерный результат. И теперь можно сколько угодно кричать об «ударе в спину» со стороны Австралии, результат будет неизменным. Деньги достанутся хозяевам ситуации, в число которых Франция не входит.
Давайте посмотрим с объективной точки зрения. Не как пострадавшие от французов, точнее, от их зависимости от американцев, тут с этими гробами плавучими еще может даже что и пронесло. Посмотрим на ситуацию просто независимо, так как нам от этой сделки реально ни горячо, ни холодно.
Ситуация развивалась так: австралийцы на протяжении долгого времени просто морочили голову французам. Как показали события, как только речь зашла о деньгах, тут же в ситуацию влезли американцы, чему в Австралии не то что не сопротивлялись, даже вида не сделали.
США было что предложить Австралии, поскольку лодки они тоже строить умеют. Кроме того, в истории есть еще один маленький нюанс: Франция очень хотела играть в регионе Индийского и Тихого океанов, а потому французы желали получить широкий доступ к австралийским военным базам.
Чем заканчивается эта история, когда «дайте попить, а то так есть хочется, что переночевать негде», мы знаем. Но по большому счету, какая разница, солдаты какого флага, кроме твоего, будут ошиваться по твоим же базам? Французы, британцы, американцы…
Британцы, кстати, вроде как совсем «свои», причем, исторически. Американцы… ну вы поняли, да? Французы здесь выглядят не так уж и «своими в доску».
Так что вполне вероятно, что все эти танцы с французами были лишь часть игры по выгадыванию себе преференций. Потому что по сути, австралийцам действительно проще было договориться с британцами или американцами. А тут вдруг такой поворот, которого на деле не оказалось.
Французы оказались удобной пешкой в игре, которую не жаль разменять. И партия сложилась просто чудесно: Байден раскрывает технологии австралийцам, грозно рыкает на Макрона, британцы быстренько регистрируют ООО «АуКУс», в которое быстренько все забегают.
И, так как общество с ограниченной ответственностью, то Франция идет лесом. Австралия будет с подводными лодками, ведь по сути, им без разницы, чьи они, лишь бы не российские.
Да и потом, кто сказал, что французские субмарины лучше американских? Я не говорил такого, тем более, что так не считаю.
То, что американские лодки лучше – это несет проблемы исключительно для Австралии. И здесь дело не только во Франции, которая пылает праведным гневом, но еще есть Индонезия и Китай, которые уже дали понять, что совершенно не в восторге от того, что в их морях вдруг возникнет новый игрок в лице Австралии с двенадцатью атомными подводными лодками.
Однако Китай и Индонезия – это предмет отдельного анализа, а вот Франция… Пылающая от праведного гнева Франция…
Давайте посмотрим просто на все эти крики и отзывы послов. Отзывы не навсегда, отзывы для консультаций. Да, для сверхпослушной Франции – это уже демарш на мировой арене. Негромкий, но демарш.
Некоторые специалисты всерьез говорят о том, что это первый случай за всю историю Республики Франции – отзыв послов. Тем более – сразу двух. То есть, вроде бы налицо высшая степень неудовольствия.
Знаете, сразу вспоминаю тот самый 2014 год и как наши… реагировали. Да, на то самое с «Мистралями». Термин, который просится, не очень хорош, но очень подходит по смыслу.
Так вот, тогда на карте стоял миллиард с небольшим евро. 1,2 если мне не изменяет память. Это 1,4 миллиарда долларов по сегодняшнему курсу. То есть, по идее, французы должны были нервничать в 47 раз сильнее. Представляется с трудом такая реакция.
А вот отзывы послов и критические высказывания – это вполне. И лицо вроде как сохранили, и пар выпустили. Понятно, что денег не вернуть.
Вот глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан называет решение Австралии «ударом в спину». Он весь такой «в гневе в связи с разрывом этого контракта».
Остальные? Остальным плевать. Остальные собрались и объявили, что они соображают на троих, и никто им в этом процессе не нужен. Всем спасибо (особенно Франции), все свободны.
Президент США Джо Байден, премьер-министр Австралии Скотт Моррисон и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.
Что может Франция в этой ситуации?
Только бессильно кусать локти. Потому что все решили ребятки изрядно круче, чем сегодняшние французы. Макрон, простите, это вам не Де Голль.
Кстати, небольшой такой исторический экскурс для понимания.
Начало 1965 года. В порт Нью-Йорка входят три парохода имея на борту очень интересный груз.
Плюс в аэропорту из самолетов выгружают то же самое. Доллары. Да, те самые зеленые доллары, которые президент Франции Де Голль прислал в США для обмена на золото.
Правительство США было в бешенстве, но… приняли бумажки и отдали золото.
Американцы должны были отдавать в обмен на свою валюту, хранившееся у них золото по требованию держателей доллара. Золота в США было предостаточно, страна и заработала на войне, и чужого золотишка прихватила с избытком.
Но Де Голль очень хотел видеть Францию Великой, а потому пошел на конфликт, за что и поплатился в 1968 году. Можно сказать, что то, как убрали Де Голля – прообраз «цветных» революций.
Но тогда, в 1965 году, США пришлось обменять зеленых бумажек на 4,7 миллиарда долларов на полновесные банковские золотые слитки. Такой была цена демарша «Последнего великого француза».
Тот, кто сейчас скажет, что Макрон – не Де Голль, будет совершенно прав. И тут нечего добавить. Де Голль действительно был последним самостоятельным политиком Франции. Остальным досталась весьма унылая роль прилежных исполнителей заокеанской воли.
Да, можно сказать, что сегодня под американскую губную гармошку не пляшут единицы типа Северной Кореи и Китая. Простите, но не так же явно…
США велят не отдавать России оплаченные корабли – и Франция послушно не отдает. Олланд тоже не Де Голль. В 2016 Польша не желает приобретать французские вертолеты, предпочитая американские. И тоже ничего.
Конечно, контракт на 12 АПЛ – это нечто. Но все понимают, что за президент Эмманюэль Макрон и что он тоже ничего не сможет сделать.
Да, ему тоже придется побеситься. Гнев от понимания собственного бессилия – это неприятная вещь. Но если кто-то из высших политиков во Франции считал, что страна занимает высокое место в политической иерархии мира – пришла пора внести коррективы.
Понятно, что «ничего личного, только бизнес». И Австралия, которая имеет 13-ю экономику мира и 12-й военный бюджет, коль насобирала эти 66 миллиардов, то сможет (пусть и с «небольшой» помощью) их потратить.
А если бонусом к сделке идет выступление самого президента США Байдена, который во всеуслышание объявил, что США поделятся с новым союзником своими ядерными технологиями, чтобы австралийцы могли САМИ построить флот из АПЛ…
Тут все понятно, остается только открытым вопрос, против кого собираются дружить.
Вообще не такой он и открытый. И так ясно, что против Китая.
Но получается, что в дележке Тихоокеанского региона Францию не то что не звали – даже не учитывали желания и планы французов.
Здесь можно сделать самые разные выводы, но все они отнюдь не в пользу Франции. Ибо хочешь, чтобы с тобой считались – будь самостоятельным. Хочешь быть самостоятельным – будь сильным. А если у тебя только ничем не подкрепленные амбиции (пусть и ядерной державы) – будь готов, что о тебя вытрут ноги те, кто сильнее.
Что, собственно, и произошло.
В общем, зря тогда французы пошли на поводу у США и сделку с «Мистралями» сорвали. Дальше будет только хуже. Для Франции. Но – какая репутация, таки сапоги по ней ходят. Все заслужено.
Франция назвала точную сумму компенсации за «Мистрали»
Франция выплатила России за разрыв контракта на поставку вертолетоносцев типа «Мистраль» €949 755 849. Об этом говорится в законопроекте о ратификации соглашения между Парижем и Москвой, размещенном на сайте Национального собрания Франции.
В документе сообщается, что соглашение об урегулировании спора было подписано в Москве 5 августа 2015 года представителем Франции по разрешению проблемы «Мистралей» Луи Готье и вице-премьером России Дмитрием Рогозиным. Согласно данному соглашению Франция не имеет права передавать корабли третьей стороне до того момента, пока Москва не получит все компенсации. Также еще один пункт соглашения гласит о том, что третья сторона, которая могла понести убытки от разрыва контракта на поставку «Мистралей» не может претендовать на компенсации. Комиссия по международным делам парламента Франции рассмотрит документ 16 сентября.
2 сентября стало известно, что Россия добилась права на согласования конкретного заказчика «Мистралей», т.е. Москва имеет право наложить вето на продажу Францией «Мистралей» третьей стороне.
25 августа агентство «Интерфакс» сообщало, что французская сторона перечислила России более €1 млрд за разрыв контракта, однако позднее Франция опровергла эту информацию. Официальный представитель Франции Стефан Ле Фоль заявил, что сумма компенсации составит ниже €1 млрд.
Переговоры о судьбе контракта продолжались несколько месяцев. В начале августа Кремль и Елисейский дворец объявили о прекращении контракта. В Кремле уточнили, что Франция уже перечислила средства, заплаченные Россией по контракту.
Штраф за непоставку «Мистраля» не будет «бешеным», считает юрист
МОСКВА, 25 ноя — РИА Новости. Франция сознательно идет на нарушение договора по поставке «Мистралей», в связи с чем рискует получить штрафные санкции, но штраф не будет «бешеным» — такое мнение высказал РИА Новости советник коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Всеволод Миллер.
Предъявлять Франции претензии Россия пока не планирует — как заявил РИА Новости замминистра обороны РФ Юрий Борисов, РФ будет «терпеливо» ждать поставки кораблей.
Сознательное нарушение
«Хотя и говорится, что Россия чего-то там не выполнила, но суть дела, я думаю, заключается в том, что Франция сознательно идет на нарушение договора, это политическое решение», — заявил Миллер.
По его словам, «Россия может засудить Францию и получить большие штрафные санкции». Но в то же время, как полагает эксперт, штраф вряд ли будет «бешеным».
«Это не будет 200-300% от стоимости контракта, и даже 100%, скорее всего, не будет, вряд ли французы пошли бы на такое условие в договоре», — отметил Миллер.
В то же время российские военные эксперты ранее оценивали отказ Франции от поставки «Мистралей» в сумму от 3 до 10 миллиардов евро (при стоимости контракта в 1,2 миллиарда).
В июне сам Олланд говорил, что если контракт будет разорван, Франции необходимо будет вернуть «несколько миллиардов евро». Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в июле также предупреждал, что отмена контракта будет стоить Парижу «миллиарды евро».
Убедили партнеры?
Миллер предположил, что Францию, видимо, убедили пойти на нарушение договора ее партнеры, которые, в том числе, пообещали компенсировать возможные убытки.
«Сами «Мистрали», возможно, кто-то выкупит, например Канада», — сказал юрист.
По его словам, суд, в котором должны решаться все споры по контракту, указан в договоре.
«Скорее всего, это какой-то из крупных международных арбитражных судов, возможно, даже в Париже», — считает эксперт.
Другое мнение
По вопросу о размере возможных штрафных санкций к Франции с Миллером не согласна партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Ольга Линева.
«Могу предположить, что исходя из суммы контракта, размер возмещаемых убытков будет велик, кроме того, у российской стороны есть право на возмещение упущенной выгоды в случае нарушения договора», — сказала Линева.
По ее словам, практика рассмотрения международных споров показывает, что размер штрафа и упущенной выгоды может быть в разы больше стоимости самого контракта.
Балтийский спор
Руководитель практики международных судебных споров и арбитража адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Ращевский ранее на просьбу РИА Новости оценить возможные убытки России из-за срыва поставки «Мистралей» напомнил о судебном разбирательстве шведской компании Stena RoRo с «Балтийским заводом».
Российская сторона тогда не исполнила контракт на строительство двух грузовых судов стоимостью около 59 миллионов евро каждое, и шведы потребовали в Стокгольмском арбитраже взыскать с «Балтзавода» 20 миллионов евро убытков. Иск был удовлетворен, а Президиум Высшего арбитражного суда РФ в 2011 году признал это решение иностранного суда.
Что представляют собой вертолетоносцы типа «Мистраль»
«Мистраль» (Mistral) —десантный вертолетоносец (Франция). Французы классифицируют корабли класса «Мистраль» как десантно-командные корабли (bâtiment de projection et de commandement).
Две главные задачи вертолетоносца — производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил. Читайте подробнее в справке РИА Новости >>