Юкагир что это такое
юкагиры
Полезное
Смотреть что такое «юкагиры» в других словарях:
Юкагиры — Юкагирский шаман, 1902 Самоназвание … Википедия
ЮКАГИРЫ — (самоназвание деткиль) народ в Якутии и Магаданской обл. (Российская Федерация). 1,1 тыс. человек (1992). Язык юкагирский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь
ЮКАГИРЫ — ЮКАГИРЫ, юкагир и юкагиров, ед. юкагир, юкагира, муж. Палеоазиатская народность в Якутской АССР, то же, что одулы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЮКАГИРЫ — (самоназвание деткиль), народ в Российской Федерации (1,15 тыс. человек), в Якутии и Магаданской области. Язык юкагирский, относящийся к юкагиро чуван ской группе палеоазиатских языков. Верующие в основном православные. Источник: Энциклопедия… … Русская история
ЮКАГИРЫ — Исчезающий, когда то сильный и многочисленный народ родственный тунгузам; кочует в якутской области. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
юкагиры — сущ., кол во синонимов: 1 • народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Юкагиры — (самоназвания вадул, одул, этел, этал, омоки) народность общей численностью 1,142 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (1112 чел.), в т. ч. в Якутии 697 чел. Язык юкагирский. Религиозная принадлежность верующих:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Юкагиры — (самоназвание одул, деткиль) малочисленная народность Восточной Сибири (0,6 тыс. человек, 1970, перепись). Говорят на юкагирском языке (См. Юкагирский язык). Тундровые Ю. живут в Нижнеколымском районе Якутской АССР, таёжные в… … Большая советская энциклопедия
Юкагиры — остатки исчезающего, но в старое время сильного и многочисленного Омокского народа. Эти, большей частью, бродячие инородцы кочуют в пределах Верхоянского и Колымского округов Якутской области по рекам обеим Анюям, Колыме и ее притокам Ясачной и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЮКАГИРЫ — (самоназв. одул, деткиль) одна из самых малочисл. народностей Вост. Сибири. Числ. 0,6 тыс. чел. (1970, перепись). Юкагирский яз. относится к условно выделяемой палеоазиатской группе языков. Сохранившие свой язык тундровые Ю. живут в… … Советская историческая энциклопедия
Юкагир что это такое
На летних сезонных собраниях, длившихся обычно около месяца, устраивались празднества, игры, танцы и различные спортивные состязания.
Ныне лесные юкагиры-одулы сохраняют по существу неолитический, присваивающий тип хозяйственной деятельности. Один из главных феноменов юкагирской культуры – функционирование полнокровного язычества, языческой картины мира на краю урбанизированного современного общества.
Юкагирская культура одна из древнейших на Северо-Востоке России, она имеет многотысячелетнюю историю.
В языке, фольклоре, материальной и духовной культуре обнаруживаются общие элементы с самодийцами Западной Сибири, чукчами и коряками Крайнего Северо-Востока Азии, тунгусами (эвенки и эвены), якутами. На протяжении XX в. всё более увеличивалось влияние русской культуры. Подобная многосоставность значительно осложняет выявление и изучение собственно юкагирского культурного пласта.
Усечённые, фрагментарные, заархивированные элементы всех пережитым народом исторических эпох содержатся во всех сферах промысловой, хозяйственно-бытовой, духовной жизни народа. Языческая культура наследников циркумполярной северной цивилизации не исторический анахронизм, она несёт в себе мощную потенцию будущего. Все области юкагирской культуры хранят великую тайну жизни, секрет национально-культурного долгожительства. Эта энергетика питает интеллектуальные, духовные силы народов, в состав которых юкагирский компонент вошёл аборигенным культурным пластом.
Познание фундаментальных мировоззренческих основ и естественной натурфилософии древней циркумполярной цивилизации полезны нашему обществу, погружённому в нравственные и экологические проблемы.
В Юкагиры, или же Юкагиры (Северный Юкагир: одул, деткиль (одул, деткил), русский: юкаги́ры ) люди в Дальний Восток России, живущие в бассейн из Колыма.
Содержание
Географическое распространение
Тундровые юкагиры живут в Нижней Колыме в Республика Саха; таежные юкагиры в районе Верхней Колымы в Республике Саха и в Среднеканский район из Магаданская область. Ко времени русских колонизация в XVII веке племенные группы юкагиров оккупировали территории с Река Лена ко рту Р. Анадырь. Число юкагиров уменьшилось между 17 и 19 веками из-за эпидемии, междоусобные войны и Царский колониальная политика, которая могла включать геноцид против оседлого охотника-рыболова Анаула. Некоторые юкагиры ассимилировались с Якуты, Эвены, и Россияне.
В настоящее время юкагиры проживают в Республика Саха и Чукотский автономный округ Российской Федерации. По переписи 2002 г. их общее количество составило 1509 человек, по сравнению с 1112, зафиксированными в Перепись 1989 года.
По данным последней Всеукраинской переписи населения 2001 г., 12 юкагиров проживают в Украина. Только 2 из них указаны Юкагирский как родной язык. Для остальных (6) это русский а для меня это какой-то другой язык. [2]
Генетика
Генетически юкагиры демонстрируют примерно одинаковые частоты гаплогрупп Y-ДНК. N1c, Q1, и C2 (ранее C3). [3]
Субэтнические группы
13 племен, которые когда-то составляли юкагирскую группу: Вадул-Алаис, Одул, Чуван, Анаул, Лаврен, Олюбен, Омок, Пенджин, Ходынц, Хоромой, Шоромбой, Яндин и Яндыр.
Клановая система
Главой каждого клана был старейшина, называемый Лигей Шоморох. За ним было последнее слово во всех сферах жизни. Руководители охоты были Хангиче, и военачальники были Тонбая Шоморох («могучий человек»). Женщины и подростки имели равные голоса с мужчинами. Внутренняя жизнь общины находилась под контролем пожилых женщин. Их решения в этих вопросах неоспоримы.
В начале каждого лета все кланы собирались на Сахадзибе фестиваль, на котором обсуждались взаимные юкагирские вопросы.
Культура
В Юкагирские языки представляют собой небольшую языковую семью из двух тесно связанных языков, тундрового юкагирского и колымского юкагирского, хотя раньше их было больше. Это несекретные языки: их происхождение и отношение к другим языкам неизвестны; некоторые ученые считают их отдаленно связанными с Уральские языки, [5] но эта классификация не принимается большинством уральских лингвистов. Эти языки считаются умирающими, поскольку на юкагирском языке говорят менее 370 человек. Большинство юкагиров сегодня говорят Якутский и русский.
Религия
Юкагиры
Полезное
Смотреть что такое «Юкагиры» в других словарях:
Юкагиры — Юкагирский шаман, 1902 Самоназвание … Википедия
ЮКАГИРЫ — (самоназвание деткиль) народ в Якутии и Магаданской обл. (Российская Федерация). 1,1 тыс. человек (1992). Язык юкагирский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь
ЮКАГИРЫ — ЮКАГИРЫ, юкагир и юкагиров, ед. юкагир, юкагира, муж. Палеоазиатская народность в Якутской АССР, то же, что одулы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЮКАГИРЫ — (самоназвание деткиль), народ в Российской Федерации (1,15 тыс. человек), в Якутии и Магаданской области. Язык юкагирский, относящийся к юкагиро чуван ской группе палеоазиатских языков. Верующие в основном православные. Источник: Энциклопедия… … Русская история
ЮКАГИРЫ — Исчезающий, когда то сильный и многочисленный народ родственный тунгузам; кочует в якутской области. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
юкагиры — сущ., кол во синонимов: 1 • народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Юкагиры — (самоназвания вадул, одул, этел, этал, омоки) народность общей численностью 1,142 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (1112 чел.), в т. ч. в Якутии 697 чел. Язык юкагирский. Религиозная принадлежность верующих:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
юкагиры — (самоназвание деткиль), народ в России, в Якутии и Магаданской области. Численность 1,1 тыс. человек (1995). Язык юкагирский. Верующие в основном православные. * * * ЮКАГИРЫ ЮКАГИРЫ (самоназвание деткиль), народ в Российской Федерации, живут в… … Энциклопедический словарь
Юкагиры — (самоназвание одул, деткиль) малочисленная народность Восточной Сибири (0,6 тыс. человек, 1970, перепись). Говорят на юкагирском языке (См. Юкагирский язык). Тундровые Ю. живут в Нижнеколымском районе Якутской АССР, таёжные в… … Большая советская энциклопедия
ЮКАГИРЫ — (самоназв. одул, деткиль) одна из самых малочисл. народностей Вост. Сибири. Числ. 0,6 тыс. чел. (1970, перепись). Юкагирский яз. относится к условно выделяемой палеоазиатской группе языков. Сохранившие свой язык тундровые Ю. живут в… … Советская историческая энциклопедия
Юкагиры
Юкагиры – один из древнейших народов северо-восточной Сибири и один из самых загадочных: учёные до сих пор спорят о его происхождении.
Происхождение народа юкагиры
Согласно более популярной теории, юкагиры как этнос произошли из урало-юкагирской общности эпохи мезолита.
Одни исследователи включают юкагирские языки в уральскую семью языков, а другие считают юкагирские языки изолятами, то есть не имеющими аналогов.
Кроме того, существует версия, которая связывает этот северный народ с глазковской культурой, представители которой обитали к западу от Байкала во втором тысячелетии до нашей эры.
Этнографы сходятся, по крайней мере, в том, что древнеюкагирский этнос жил на обширных территориях Сибири. В Арктику юкагиров, скорее всего, вытеснили племена тунгусов и якутов. А сами юкагиры гнали к морю чукчей и коряков.
Во всяком случае, русские первопроходцы застали народы Сибири в таких распрях.
Само слово «юкагир», по-видимому, придумали казаки. Хотя его происхождение тоже туманно. Многие верят, что этот этноним родом из тунгусского языка. Возможно, пришельцы с Запада неправильно записали со слов эвенков название «дюкэгир», что означает «ледяные люди». Любопытно, что сами тунгусы называли этим словом своих мифизических первопредков – неких «ледяных стариков».
Что же касается коренных жителей Колымской долины, то они называли себя по-другому: в зависимости от места их расселения либо «одул» («жители лесов»), либо «вадул» («жители тундры»). Оба слова, вероятно, также означали «сильный», «могучий».
Несмотря на похожесть самоназваний, лесные и тундровые роды противопоставляли себя один другому и, по мнению некоторых исследователей, к одной общности их приписывали соседние племена, а не они сами.
Численность и место жительства юкагиров
По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 1 597 представителей этой народности. Живут они преимущественно в бассейне реки Колыма – в Якутии (1 267), Чукотском автономном округе (205) и Магаданской области (70).
В Республике Саха юкагиры в основном сосредоточены в национальном муниципальном образовании Олеринский Суктул Нижнеколымского района.
В 2013 году Новосибирскстат опубликовал результаты исследования национальной принадлежности жителей Новосибирской области. Один из них обозначил себя как «юкагир».
Колымских аборигенов причисляют к коренным малочисленным народам России.
История юкагиров
С русскими местные племена познакомились в 1635 году. И, если верить юкагирскому фольклору, первое знакомство закончилось плохо.
В. И. Шадрин цитирует юкагирское предание, в котором говорится о приплывшем в их края человеке «с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая». По легенде, незваный гость спрыгнул с лодки и утащил в лес одну из танцевавших на берегу юкагирок.
Соплеменники спасли девушку и убили пришельца, скинув его в реку со словами «Откуда река привела, туда и уведи».
Но уже в 1636 году казаки отправились в поход на юкагиров и атаковали племя у реки Яны, заручившись поддержкой якутов.
К концу 80-х годов XVII века русским удалось-таки обложить местное население ясаком. Но даже тогда юкагиры не перестали сопротивляться. Самой масштабной «изменой» русскому царю стало юкагирское восстание 1681-1684 годов под предводительством вождя ходынцев Канивы. Его войска даже осадили Анадырьский острог, но сотник Иван Курбатов с помощью ясачных чуванцев всё-таки сумел разгромить мятежников.
После поражения Канивы его соплеменники прекратили вооруженное сопротивление. Все сибирские племена оказались приписаны к острогам и зимовьям и вынуждены были платить дань пушниной. Юкагиры стали называть русских «нохшоччо», что означало «охотник на соболя».
Конечно, казаки бывали разными. В частности, в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН хранится челобитная, в которой племя алаев просит оставить в Алазейском зимовье казачьего десятника Никиту Родионова, поскольку этот сборщик ясака не притеснял коренных жителей и даже делал им подарки.
Подкупить аборигенов можно было железными изделиями, которых у них не было. Согласно другому документу, тот же Никита Родионов просит Москву прислать ему пластины для изготовления доспехов, чтобы он мог снабдить ими туземцев. Ведь облагавшиеся данью племена получали защиту от нападений неясачных сибиряков. Юкагиров донимали неспокойные соседи: якуты, эвены, чукчи…
При этом приход казаков спровоцировал новые конфликты между сибирскими племенами. В частности, спасаясь от поборов, на юкагирские земли бежали якуты, с которыми коренным жителям пришлось воевать.
Русские первопроходцы, использовали представителей племен Колымской долины как проводников при освоении Чукотки, что ещё раз поссорило тех же юкагиров с чукчами.
Межплеменные стычки не прекращались и после того, как полуостров окончательно вошёл в состав России. Его коренные жители никак не могли взять в толк, по каким таким непонятным причинам им теперь запрещено терроризировать своих старых недобрых соседей.
Но больше всего юкагиры пострадали не от поборов, не от войн и не от рабства в плену, а от принесённых поселенцами новых болезней.
Первая известная историкам эпидемия «большой болезни» – оспы – прошла по их землям в 1663 году. Затихая время от времени на пять-семь лет, она просыпалась вновь, чтобы собирать свой кровавый урожай и сеять панику среди оставшихся в живых.
Любопытно, что в местном фольклоре оспа до сих пор ассоциируется с русскими и изображается как русоволосая женщина, поедающая тени.
Это привело к массовому голоду, ведь охота была для аборигенов основным источником пищи.
Сохранились челобитные местных старост, которые в 1810 году после полноводия на Колыме просили российские власти о помощи в связи с тем, что коренное население стало вымирать от голода.
Все вышеперечисленные факторы, как уже было сказано, едва не привели к вымиранию юкагиров как этноса. В 1897 году в Российской империи насчитали всего 754 представителя этого северного народа. Постоянные миграции из-за поборов, болезней и голода приводили к тому, что немногочисленные жители приграничных районов ассимилировались с другими племенами или европейцами. В итоге юкагиры сохранились только в долине Колымы.
В 1822 году вышел «Устав об управлении инородцев». До него имперские власти почти не вмешивались в самоуправление сибиряков, а с этого времени решили организовать «управление» в соответствии с жизненным укладом и историческими особенностями каждой народности.
Юкагиры были отнесены к «бродячим инородцам», объединённым в роды, которыми управляли старосты – «князцы». Старосты должны были собирать подати, следить за исполнением повинностей, вести учёт инородцев и предоставлять властям сведения об их численности, а также выполнять распоряжения вышестоящих начальников и некоторые полицейские функции. И только случаи убийств и нанесения увечий расследовала настоящая полиция.
Важную роль в самоуправлении юкагиров играл «родовой сход», в котором участвовали все члены рода, включая женщин и детей.
Этот порядок изменился только с приходом советской власти.
В Гражданской войне колымские племена, в отличие от якутов или тунгусов, участия почти не принимали. Тем не менее, раскулачивание не обошло стороной и их. Раскулачиванию подверглись родовые старосты, родовая знать и, разумеется, шаманы.
Это также нашло отражение в фольклоре. В частности, сохранились легенды, в которых хитрый шаман обманывает агентов новой власти с помощью своих магических способностей.
Для борьбы с «белобандитами» и укрепления советской власти комиссарам понадобилась поддержка местного населения. Так появились родовые советы, которые впоследствии позволили юкагирам создать национальные административные объединения.
После принятия новой конституции СССР и РСФСР эти национальные объединения были включены в органы местного самоуправления Якутии. К тому времени кочевые племена Колымской долины начали переходить к оседлому образу жизни.
Дать политике СССР в отношении юкагиров после 1954 года однозначную оценку сложно. Почти все исследования на эту тему относятся к советскому периоду и отличаются политической ангажированностью. Но и современные исследователи склонны оценивать национальную политику в отношении этого народа скорее положительно. В частности, они отмечают, что в 70-х годах прошлого века количество юкагиров начало увеличиваться, хотя до этого на протяжении двух веков оно уменьшалось.
К 1989 году юкагиров в СССР стало примерно 1 100 человек – больше, чем в Российской империи. Возможно, за счёт того, что сотрудники статистических учреждений перестали путать их с эвенами.
Юкагиры. Язык
О происхождении юкагирских языков известно столь же мало, сколько и о происхождении самих юкагиров. Некоторые ученые склонны считать эти языки изолятами, настолько они не похожи на языки соседних народов.
Но если эти языки и относятся к уральской семье, то они отделились от неё очень давно. Даже раньше, чем произошло разделение на самодийские и финно-угорские языковые семьи. То есть, более восьми тысяч лет назад.
На сегодня известно два юкагирских языка – северный (тундренный) и южный (колымский). Во время переписи 2010 года их объединили в один. При этом в базовой лексике двух этих как бы диалектов есть такие серьезные расхождения, что ученые подозревают о существовании языка-субстрата. Иначе многим непохожим ни на какие другие юкагирским словам было просто неоткуда взяться.
Помимо этих двух живых юкагирских наречий известно и два вымерших – чуванский и омокский языки. На первом говорили в низовьях реки Анадырь, на втором – в низовьях Колымы.
Что касается двух сохранившихся языков, то, скорее всего, они были общими наречиями, хорошо понятными всем аборигенам.
Сегодня на тундренном языке разговаривают в районе реки Алазея, в селе Андрюшкино, в низовье Колымы, в селе Колымское и посёлке городского типа Черский. На колымском – в селе Нелемное Верхнеколымского района Якутии и посёлке городского типа Сеймчан Магаданской области.
На общение юкагиров сильно повлияло взаимодействие с русскими, якутами и чукчами. На реке Анадырь, например, юкагиры заговорили на корякском и чукотском. На верхней Колыме в XIX веке они свободно общались на якутском. Времена СССР привели к русификации юкагиров, ведь в местные деревни приехали русскоязычные специалисты.
Сейчас юкагирские языки находятся под угрозой исчезновения. На северном наречии, по данным 2010 года, разговаривают всего около 60 человек, а на южном – только 10, в основном пожилые люди.
Свой кириллический алфавит этот народ получил относительно поздно – в 80-е годы прошлого века. До этого у них в ходу была своеобразная идеографическая письменность на бересте «шангар-шорилэ».
Любопытно, что пользовались ею в основном женщины для своих любовных посланий. Интересно также, что юкагиры изображали людей в виде лиственниц. Это отголоски древних поверий о духовной связи людей и деревьев.
Автором первого юкагирского алфавита стал местный писатель и лингвист Г. Н. Курилов. 28 апреля 1983 года якутский совет министров одобрил разработанные им правила орфографии.
Но до сих пор в разных изданиях встречаются разные варианты юкагирской азбуки. Чаще всего – с использованием якутских букв.
Религия и обычаи юкагиров
Традиционная религия юкагиров – шаманизм. Шаман был важным членом рода, а иногда и возглавлял его.
Жители Колымской долины делили Вселенную на три части: верхний мир (боги во главе с верховным правителем Хойлом), средний (люди и духи, олицетворяющие силы природы) и нижний (делился в свою очередь на мир мертвых и более глубокий мир злых духов).
Юкагиры верили, что шаман умеет путешествовать по всем трем и общаться с его обитателями.
Умерших шаманов юкагиры не закапывали и не жгли. Мясо мертвого кама скармливали лучшим беговым собакам. Кости рубили на мелкие кусочки и носили с собой как обереги. А череп оставляли. По праздникам, чтобы почивший шаман порадовался вместе с соплеменниками, его голову устанавливали на специальное устройство, похожее на вешалку, а снизу к ней подвешивали кафтан.
Как и для большинства арктических народов, для юкагиров важен культ домашнего очага. С культом солнца связан их национальный праздник Шахадьибэ – «сбор всех племен», который они отмечают с древнейших времён, чтобы задобрить духов-первопредков.
Разные источники называют разные даты начала христианизации коренных жителей Колымской долины. Русские первопроходцы не слишком рьяно занимались миссионерством. Если верить «Красной книге народов Российской империи», первые попытки обращения туземцев в православие начались только в XVIII веке после строительства Спасской церкви в остроге Зашиверск.
Сейчас эта церковь находится в Новосибирской области в Историко-архитектурном музее под открытым небом. Ее родной город до наших дней не дожил, придя в упадок после уменьшения популяции пушного зверя и эпидемий оспы.
Впоследствии в умах местных жителей библейские притчи тесно переплелись с языческими легендами. В частности, иногда Иисус и Хойль в этих сказаниях предстают единой сущностью, которая вместе с братом Сатаной путешествовала по первобытному океану срединного мира на юкагирских лодках.
При этом своих шаманов юкагиры продолжали почитать вплоть до периода раскулачивания.
В конце 90-х годов прошлого века по данным словаря «Религии народов современной России», большая часть жителей бассейна Колымы причисляли себя к православным.
Юкагиры. Культура
Одежда юкагиров не делилась на мужскую и женскую. Представители обоих полов носили распашной кафтан, передник, штаны, рукавицы и обувь из оленьих, заячьих и медвежьих шкур.
Отсутствие гендерных различий в одежде юкагиров не случайно, ведь вплоть до XX века в юкагирском обществе прослеживались следы матриархата.
Посватавшийся к юкагирке парень должен был сначала год или два «отрабатывать» невесту, помогая ее родителям по хозяйству.
Любимым цветом для юкагиров был красный, который они получали из отвара ольхи. Для них это был цвет Солнца, огня, света, домашнего очага.
Солярные круги в орнаментах и украшениях юкагиров также свидетельствуют об особом отношении к солнцу. Розетка «Солнце» воспринималась ими как глаз, защищавший носителя от злых духов.
Танец юкагиров
Юкагиры до наших дней сохранили свой национальной танец, который В. И. Иохельсон описывал в 1909 году так: «Весь танец состоит из четырех па. Сперва левая нога двигается по земле налево, после этого правая нога тем же движением продвигается к левой и, наконец, танцор ударяет о землю дважды обеими подошвами, становясь на полупальцы не двигаясь с места».
В 1959 году тот же исследователь наблюдал в посёлке Нелемное Верхнеколымского района ещё одно очень интересное движение юкагирского хороводного танца: прыжок, который танцор совершает с согнутой правой ногой на полупальцы левой ноги. Это танцевальное движение можно увидеть у юкагиров и сегодня, только они стали исполнять его в более быстром темпе.
Юкагиркие хороводы нередко начинаются с запевов: запевала несколько раз приглашает всех желающих встать в круг, выводя «талэ-талэ-ку, талэ-талэ-ку, ала наиде галику».
В современном юкагирском хороводе, в отличие от эвенского, чукотского и якутского, есть солисты, которые, по одной версии, подражают лебедю и лебёдушке, а по другой – изображают удачливых охотников и с помощью жестов хвалятся своим уловом.
Традиционное жилище юкагиров
Древние юкагиры были оседлыми жителями речных берегов и ютились в землянках – чандалах. В качестве основы для строительства своего жилища они брали четыре рядом стоящие дерева, предварительно очищенные от веток. Рядом выкапывали собственно землянку и покрывали её дёрном. На пол сыпали ветки и клали шкуры животных.
Перейти на кочевой образ жизни полярных охотников, скорее всего, заставили казаки, из-за которых юкагирам стало не хватать охотничьих угодий. Кочевой стиль жизни они переняли у эвенов. У них же, скорее всего, переняли и новый вид жилья – конические чумы. Это когда деревья складывали в конус и покрывали корой и ровдугой.
Внешность юкагиров
Жителей колымского бассейна относят к северной азиатской расе. Они похожи на некоторых других её представителей – эвенков, тувинцев, хантов, ненцев.
Глаза преимущественно темные, волосы тоже.
Известные юкагиры
Два самых известных юкагира связали свою судьбу с литературой и родным языком.
Первый – Николай Иванович Спиридонов, которого соплеменники звали Текки Одулок («маленький юкагир»). Он прославился не только как основоположник юкагирской литературы, но и как первый представитель народа, получивший высшее образование.
В 1931 году он окончил этнографическое отделение Ленинградского университета, а в 1934 защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук в Институте народов Севера.
Николай Спиридонов публиковался как журналист и ученый. Он, в частности, написал статьи «Юкагиры» и «Юкагирский язык» для Большой советской энциклопедии.
После экспедиции на Чукотку он написал повесть о чукчах в царской России – «Жизнь Имтеургина-старшего». Эта книга три раза издавалась при жизни автора и была переведена на английский язык под названием «Снежные люди».
В 1938 году Текки Одулок был расстрелян по обвинению в шпионаже. А в 1955-м – посмертно реабилитирован.
Еще один известный писатель – Гаврил Николаевич Курилов, или Улуро Адо. Он известен как автор первого юкагирского алфавита и главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Выпустил около 20 книг на юкагирском, русском, якутском и эстонском языках.