Юнгианский психолог что это
Юнгианский анализ
Юнгианский анализ (или аналитическая психология Юнга, Analytical psychology или Jungian psychology) – одно из самых мощных психологических направлений, появившихся на почве неофрейдизма.
Юнг был лучшим и ближайшим учеником Фрейда. Будучи человеком духовным и набожным, Юнг не мог не противиться теории своего учителя, в которой тот утверждал, будто бессознательное — не что иное, как исключительно хранилище нереализованной сексуальности, страхов и комплексов. Юнг пришел к мысли, что личное бессознательное является не только вместилищем подавленных сексуальных желаний, но гораздо в большей степени источником творческого потенциала личности, ее духовных стремлений.
Помимо индивидуального подсознания Юнг предполагал существование и коллективного бессознательного, ведь человечество в целом тоже составляет единый организм. Это огромный энергетический ресурс, созданный опытом всех предыдущих поколений, который ярко проявляется в историческом и культурном наследии: в мифах, сказаниях, легендах и традициях. Эта коллективная память, по мнению Юнга, связывает каждого конкретного человека с обществом в целом, с окружающим миром, и она, по сути,— главный источник познания человеком самого себя (путь от общего к частному).
Ощутить коллективное бессознательное помогает анализ мифов, сказок, легенд, снов и символов. В них заложены универсальные образы, которые Юнг называл архетипами. Если верить представлениям Юнга, от тотального влияния архетипов необходимо избавляться — только такой путь ведет к самореализации. Очень важно понимать, что выходя из-под давления архетипа, человек тем не менее не теряет своей связи с коллективным бессознательным, он может «пользоваться» этим творческим и интеллектуальным ресурсом, но уже не быть зависимым от него.
Символика — основной инструмент юнгианцев. Именно символы и образы, согласно теории Юнга, отражают то, что мы в действительности чувствуем, а значит, и то, что потенциально можем проанализировать и осознать. Корни любых психологических проблем, по мнению психоаналитиков, лежат в зоне бессознательного. А первый и самый главный ключ к решению этих проблем, с точки зрения психоанализа,— это их осмысление. Другими словами, сознательная проработка. В этом случае, если верить Юнгу, символы как раз и выступают в роли тех проводников, которые постепенно, «за ручку», переводят наши проблемы из одной области (бессознательного) в другую (сознание).
Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг. Но мало просто назвать комплекс, чтобы разобраться в своей ситуации, человеку очень полезно обсудить с другим свои переживания и найти описывающие их образы, символы и метафоры. В них не содержится конкретных рецептов или советов. Но символический язык обладает достаточной смысловой емкостью, чтобы отразить все нюансы, не исказив картины реальной ситуации. Именно через образы передаются и выражаются эмоциональные состояния во всей их глубине. Поэтому чтобы изменить свою эмоциональную ситуацию, необходимо сперва хотя бы видеть ее такой, какова она есть во всей своей многогранности и противоречивости. Вот почему на практике аналитик юнгианского направления больше работает с той фантазийной реальностью, в которой живет клиент, и частью которой в действительности являются его текущие проблемы.
Анализ, как правило, требует длительного периода времени и регулярных встреч. Любой результат предполагает усилия и необходимое количество проделанной работы. Кроме того, должно быть понятно, что трудно мгновенно изменить то, что складывалось годами и имеет большую предысторию. Аналитик может лишь обещать использовать все свои знания и профессиональный опыт, чтобы помочь клиенту разобраться в его ситуации.Юнгианские аналитики особенно отличаются тем, что рассматривают любого человека, какой бы трудный период он не переживал в настоящее время, как потенциально здорового, талантливого и способного к позитивным изменениям. В начале неопределенность в характере аналитической работы, скорее всего, вызовет у клиента некоторую тревогу и подсознательные страхи. Но вскоре он обнаружит, что после сессии чувствует себя намного лучше. Аналитик демонстрирует желание понять его проблемы, он никогда не осуждает и не критикует, он вежлив и внимателен, и его проницательные комментарии способствуют прояснению запутанной жизненной ситуации. Клиент вправе делать абсолютно все, что хочет, и говорить все, что приходит в голову. Он обнаружит, что впервые признался себе в вещах, о которых раньше не подозревал, и сумел, перешагнув барьеры, рассказать об эпизодах жизни, о которых ранее никому из посторонних не рассказывал. Он словно снова проживет свою жизнь, по-новому увидев теперь роль в ней других, прежде всего самых близких людей. Возможно, сделанные открытия его несколько опечалят. Но в то же время он сумеет больше дистанцироваться от своего прошлого, начнет видеть его более реалистично. Он будет теперь как бы учиться находить опору внутри себя. Так сессия за сессией будет разворачиваться анализ.
Каждый раз, погружаясь в мир своих воспоминаний, размышлений, чувств и фантазий, клиент будет ощущать, что на сессии происходит нечто очень важное в его жизни, лично важное, что это то место, где ему хорошо, где он может просто побыть самим собой, не прячась за маски и не пытаясь под кого-то подстраиваться. Он обнаружит, что может позволить себе быть на сессиях глупым, капризным, агрессивным мили слабым и зависимым. Но это поведение не смущает аналитика, он не отвечает агрессивно, как его родители реагировали в детстве, он принимает клиента со всеми его человеческими слабостями, уча его тем самым так же принимать себя, и спокойно помогает разобраться в его чувствах. Постепенно у него появится ощущение своего пути в жизни, своей стези, дающее уверенность в своих силах. Все перечисленные этапы описывают развитие символического отношения. Т.е. раньше этот человек жил, испытывая сильный внутренний конфликт, жил по принципу “или-или”, “все или ничего”. Теперь же он словно сумел подняться выше над прежними противоречиями, его внутреннее напряжение ослабло, и в его поведении появилось больше спонтанности и творчества.
Аналитическими методами сегодня работают с самыми разными клиентами, даже с маленькими детьми. Желание быть более счастливым, более успешным, жить в мире с самим собой присуще всем людям, даже если они не способны четко осознать его и сформулировать в подобных фразах. Теоретическая широта, гибкость и разнообразие методов в аналитической психологии позволяют аналитику найти “ключ” к любой человеческой душе.
Юнгианская психотерапия, направленная на трансформацию личности и индивидуальное развитие. Путь к себе – основное направление движения юнгианской психотерапии. На этому пути психотерапевт выступает скорее не как лечащий врач, а как партнер клиента, “спутник на пути”. Они вместе работают с симптомами, снами, эмоциями и поведением клиента, разбираясь, что через них открывает им бессознательное клиента.
В соответствии со взглядами К. Юнга, бессознательное человека живет в равновесии и поддерживает себя в этом состоянии. Проблемы клиента – это следствие нарушения равновесия его психики, но в ответ на это психика мобилизует другие свои части (комплексы). Комплесы несут определенный эмоциональный заряд, обычно неприемлемый для сознания и потому вытесненный, но проявляющийся в снах, различных симптомах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах и фантазиях, а также в поведении. Психологи юнгианского направления верят, что, распознав (с помощью терапевта) свои комплексы, сделав их осознанными и установив над ними контроль Эго, клиент избавится от своих проблем.
Для юнгианского подхода характерно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом, а также приспособление к индивидуальным особенностям каждого клиента. Психотерапевт поощряет проявления уникальности клиента, с уважением относясь к его внутренней мудрости и его возможностям обрести целостность.
Юнгианская психотерапия
Путь к себе – основное направление движения юнгианской психотерапии. На этому пути психотерапевт выступает скорее не как лечащий врач, а как партнер клиента, “спутник на пути”. Они вместе работают с симптомами, со снами, эмоциями и поведением клиента, разбираясь, что через них открывает им бессознательное клиента.
В соответствии со взглядами К. Юнга, бессознательное человека живет в равновесии и поддерживает себя в этом состоянии. Проблемы клиента – это следствие нарушения равновесия его психики, но в ответ на это психика мобилизует другие свои части (комплексы). Комплесы несут определенный эмоциональный заряд, обычно неприемлемый для сознания и потому вытесненный, но проявляющийся в снах, различных симптомах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах и фантазиях, а также в поведении. Психологи юнгианского направления верят, что, распознав (с помощью терапевта) свои комплексы, сделав их осознанными и установив над ними контроль Эго, клиент избавится от своих проблем.
В юнгианской психотерапии нет определенной схемы психотерапевтического процесса, и невозможно заранее установить необходимое число сессий. Когда-то происходит выделение, исследование и интерпретация комплексов, в другое время клиент вместе с терапевтом пытаются понять цель патологии и найти потенциал роста. При анализе снов в центре внимания оказывается не столько интеллектуально удовлетворяющая их интерпретация, сколько переживание этих снов и их усвоение в эмоциональном плане.
Часть психотерапии происходит вне рамок запланированных встреч психотерапевта с клиентом, вне сессий. Клиент может часть работы выполнять сам: записывая свои сны и размышляя о их содержании, рисовать картины, изображающие образы его бессознательного, создавать скультуры и танцы, отражающие жизнь его внутренней вселенной, беседовать с персонажами, которые он может разглядеть в своем внутреннем мире.
Согласно Юнгу, целью психотерапии является не только снятие проблем клиента и избавление его от комплексов, но движение личности в сторону индивидуации, в сторону непрерывного процесса осознания клиентом своей уникальности и развитие клиентом своих творческих способностей.
Для юнгианского подхода к психотерапии характерно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом, а также приспособление к индивидуальным особенностям каждого клиента. Психотерапевт поощряет проявления уникальности клиента, с уважением относясь к его внутренней мудрости и его возможностям обрести целостность. Психологи юнгианского направления не верят в возможности ума, более доверяясь чувству и внутренней мудрости. Это очевидно феноменологический и гуманитарный подход, где нет места науке и объективным поведенческим показателям.
Недостатки юнгианской психотерапии в основном представляют собой оборотную сторону ее достоинств. Среди них — ее относительная неэффективность при кратковременном применении. Хотя известны случаи, когда всего несколько сессий позволяли добиться желательных изменений, большинство клиентов все же нуждаются в долгосрочной психотерапии, требующей значительных затрат времени и денег.
Внимание к снам и другой образной “продукции” порой оборачивается отрицательной стороной. Клиент может так увлечься игрой воображения, что проблемы жизни в бодрствующем состоянии отойдут на задний план, и внимание к внутренней реальности может начать разрушать внимание к реальности внешней.
Глубинная юнгианская психотерапия
тел. / whatsApp
+7(916)24З-95-0З
Какие бы причины не привели в кабинет к психологу, психотерапевту (конфликты, депрессии, страхи, сложности в отношениях, потери) за ними часто стоит потребность в более осмысленной жизни.
Часто душа говорит языком бессознательного. Юнгианская психология признает существование неосознаваемого измерения личности, это скрытый пока ресурс, потенциал развития человека. Но никто не может познать свое собственное бессознательное без помощи другого человека.
Важным аспектом работы аналитического психолога (психотерапевта) является разбор сновидений. Сны, видения наяву, какие-то события из прошлого указывают на новые неявные для дневного сознания направления в развитии.
По Юнгу, любой конфликт можно рассматривать, как проявление творческой энергии, которую можно направить в конструктивное русло. Однако психотерапия шире, чем просто решение конкретных психологических проблем, это исследование разных аспектов личности и признание их права на существование.
Мы такого не можем. Мы вас вместо шезлонга сажаем вот сюда, – Тимур Тимурович указал на кушетку, – потом делаем укольчик, а потом уже смотрим на символы, которые начинают поступать в б-а-альшом количестве. А там уже наше дело – расшифровывать и лечить. Понятно?»
В.Пелевин «Чапаев и Пустота»
Отличия же очень существенные, поскольку задачи стоящие перед каждым их этих специалистов абсолютно разные.
Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр подробно обсуждается ниже.
Если психиатр в человеке, попавшем на прием, как правило, предполагает болезнь, то последователь Юнга даже в сильно нарушенном человеке видит прежде всего живую душу. И отношения строятся на установке, что клиент здоров, но как у всякого человека, у него есть проблемы.
Медицинское вмешательство несет в себе изрядную долю насилия: это и выполнение докторских предписаний, и пассивное согласие с точкой зрения специалиста как более знающего. Но в применении к вопросам души это означало бы усвоение системы ценностей психолога, а это и невозможно, и вредно.
Аналитический метод не предполагает существования какой-либо единственно правильной точки зрения, это позволяет исключить элемент осуждения или внушения, понятия «нормы» и «не нормы». Установка же на длительную работу снимает напряженность у обоих участников психотерапевтического процесса, когда не довлеет ожидание быстрых результатов, немедленного эффекта.
К сожалению, популярных восточных методик для таких изменений оказывается недостаточно: часто людям имеющим опыт длительных медитационных ретритов, оказывается не под силу провести полдня с несколькими капризничающими детьми.
В мировой практике различаются понятия «психотерапия» и «фармакотерапия». При проведении собственно психотерапии психотерапевт (даже имеющий медицинское образование) не использует никаких лекарственных препаратов и воздерживается от их назначения лично, а в случае необходимости, направляет пациента к коллеге.
Переподготовка психолога на психоаналитика (психолога-психотерапевта) длительна и сложна (требуется 3-4-летнее дорогостоящее дополнительное образование после получения основного высшего образования психолога, множество часов личной психотерапии, наличие многих часов супервизии (работы под наблюдением более старшего психотерапевта). Для психолога-психотерапевта личный анализ является обязательным (для психотерапевта-медика. принимающего в медицинских учреждениях нет). Благодаря личному психотерапевтическому опыту (опыту собственного анализа) психолог способен не только лучше понимать других, но также и защищать их от неблагоприятного влияния своих собственных проблем и недостатков.
Юнгианская психотерапия
Юнгианская психотерапия по своим внешним признакам не сильно отличается от традиционной психоаналитической терапии. Как правило, это индивидуальная терапия, когда аналитик работает с конкретным клиентом. Насчет того, как называть анализируемого – пациентом или клиентом – идет много споров, но в целом предпочтителен второй вариант.
В процессе терапии происходит взаимное обогащение и изменение двух людей – и клиента, и ментора. В этом смысле ключевое различие между традиционным психоанализом и юнгианской терапией заключается в том, что в последней очень большая роль отводится контрпереносу.
Юнгианский аналитик изначально выступает для своего клиента в качестве «кривого зеркала» со своими комплексами и тараканами. Он должен понимать и осознавать то, с какими клиентами он может работать, а с какими возможны проблемы (например, если клиент гей, а психотерапевт – гомофоб). Это понимание отчасти формирует этическую установку аналитика. Психотерапевт, прежде всего, должен понимать помогающую природу своей профессии. Соответственно, его задача – не осуждать, не оценивать, а помогать. На практике психотерапевту очень сложно уйти от желания навесить клиенту какой-то ярлык («это истеричка, тот параноик, а этот – тревожно- компульсивный»).
Любая терапия начинается с первичной беседы. Есть несколько правил проведения такой беседы. В странах, где развита страховая медицина и где какую-то часть психоаналитических часов оплачивают страховые кассы, бывает так, что первичную беседу и саму терапию проводят разные люди. В таком варианте есть как плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что можно определить клиента к профильному специалисту (например, если клиент очевидно наркозависим). А минусы в том, что все первые проекции, которые клиент проецирует на своего интервьюера, пролетают мимо основного терапевта.
В нашей стране такой вариант – скорее исключение, чем правило. Сам терапевт может иметь как завышенную самооценку (такой считает, что способен работать с кем угодно) так и сниженную самооценку (и тогда он сознательно сужает круг своих потенциальных клиентов, например – «только мальчики-подростки 14-15 лет с проблемами в изучении химии). Начиная работу, терапевт должен по полутонам расписать свои ощущения от клиента – что я ожидал от клиента, как я себе его представлял, откуда он пришел, как я себя вел с ним. Это необходимо потому, что бессознательно мы отражаем больше, чем понимаем сознательно. Даже опытные и продвинутые психотерапевты, приходя на супервизию, могут обнаружить, что они знают о своем клиенте больше, чем думают. Что есть первичная беседа – еще диагностика или уже лечение? Понятно, что первичная беседа, в каком бы виде мы ее не проводили (полуструктурированное, структурированное интервью) – это уже интервенция. Вопросы могут быть типовыми (напр. «расскажите про маму», «расскажите про папу»).
В любом случае здесь предполагается интервенция, уже постольку, поскольку клиент рассказывает что-то лично вам. В этом смысле ни один диалог не обходится без взаимного влияния. Насколько жесткой должна быть структура первичной беседы? Если мы применяем типовые тесты (MMPI, Кеттелл, рисуночные методики типа «дом- дерево-человек»), то структура получается довольно жесткой. А любая жесткая и ригидная структура – это внешние «костыли» нашего Эго: чем более мы не уверены в себе, тем более жесткую структуру мы хотим иметь. Не нужно требовать от клиента больше, чем он готов дать. Вопросы аналитика могут носить уточняющий характер, хорошим вариантом являются вопросы «на расширение» («Я не очень поняла. », «Правильно ли я поняла, что. », «Пожуйте тему»).
Прямое указание на несостыковки и лакуны в нарративе клиента недопустимы. Отдельный серьезный вопрос – понятие нормы. Насколько мы вправе классифицировать клиента внутри себя? Людям с левополушарным образованием бывает очень сложно удержаться от такого соблазна. Но повесив на человека какой-то ярлык, мы бессознательно применяем к нему все свои бессознательные знания о соответствующем ярлыке. В юнгианстве граница нормы является очень широкой, аналитики пользуются классификацией МКБ-10. Кроме того, как только у нас появляется желание классифицировать клиента, мы сразу же начинаем искать подтверждений для такой классификации. Повесили на клиента ярлык «истеричка» – и сразу ищем характерные проявления данного психотипа с целью подтверждения или опровержения гипотезы. Но жизнь Бессознательного не подчинена логике сознания, тогда как мы в данном случае навязываем Бессознательному чуждую ему логику – вместо того, чтобы идти вслед за ним. В ходе первичной беседы очень важно понять, какие переносы на вас осуществляет клиент (прежде всего – по нашим собственным контрпереносам). Клиент может проецировать на аналитика «умную голову», «строгого критика», «собственную мать» и еще много чего интересного. Первое, что вылезает в таких случаях – это его теневые качества. Во время первой сессии часто обсуждаются проблемы сеттинга. Сеттинг включает время и место проведения сеанса. Константность и стабильность сеттинга имеют большое значение, особенно в случае с пограничными клиентами (для таких стабильный сеттинг является единственным «контейнером», который их держит). Сеттинг оговаривается с клиентом на первых сессиях, его упорядоченность – один из признаков того, что мы настроены на глубинную работу и постепенное «вползание» в Бессознательное. А для того, чтобы не утонуть в этом добре, нам нужна какая-то рамка, за которую можно ухватиться. И такой рамкой становится именно наш общий сеттинг.
Сеансы у юнгианцев обычно длятся по 50 минут. Первая сессия обычно дольше (1, 5 – 2 часа), потому как она предполагает уяснение оргвопросов и сбор анамнеза. Отдельно нужно сказать про пропуски. Понятно, что любые пропуски – это сопротивление. Если мы не берем в расчет форс-мажоры типа ДТП, то пропуск сеанса – это всегда про что-то. Иногда юнгианцы вводят правило об оплате пропущенных клиентом сеансов, если отмена произошла непосредственно перед сеансом. Такие меры призваны повысить ответственность клиента. Между аналитиком и клиентом обычно заключается устный контракт. При этом если сеанс отменяет сам психотерапевт, то он клиенту ничего не должен. Абсолютная несправедливость, но это так. Отношения клиента и терапевта изначально ассиметричны.
Иногда аналитик отменяет сессию с тем клиентом, который не может проявить злость (такая провокация получается). Частота сессий также является элементом сеттинга. Традиционный психоанализ – это 4 раза в неделю (а иногда даже 5). Как правило, на практике больше 1-2 раз в неделю нереально. Лучше – 2, но начинать предпочтительнее с одного, дабы клиент перестал бояться сеансов и как-то привык к происходящему. Редкие посещения плохи тем, что терапевту сложнее держать целостную голографическую картинку клиента в голове (причем речь не столько про факты, сколько про ощущения и чувства по отношению к конкретному клиенту). Коммуникация между клиентом и терапевтом не всегда может быть полной и понятной – клиент может использовать какие-то термины (например, профессиональные), непонятные аналитику. Аналитик, в силу навыка понимания своего Бессознательного, должен понимать, где он завидует клиенту, где он злится на клиента, где он ревнует, где презирает etc. Клиенту такая опция недоступна, но он проецирует свое Бессознательное на личность аналитика (например, это может быть проекция архетипа Матери). В свою очередь, аналитик может спроецировать на клиента архетип Ребенка. Очень важно уточнять, кто оплачивает сеансы – сам клиент или его родственники. Оплата должна присутствовать в любом случае. Например, дети, которых приводят родители, предоставляют в качестве «оплаты» свои рисунки, найденные по заданию терапевта желуди или что-то еще. Этот обмен «дать- взять» очень важен, это такая гештальтистская штука.
Понимая, что он должен что-то дать терапевту, клиент держит в голове аналитика и происходящий в ходе сеансов процесс. Если клиент взрослый человек, но он не работает и за него платят родители, то нужно как-то сделать так, чтобы он платил сам. Пускай немного, но сам. Часто запрос, с которым клиент пришел изначально, изменяется в процессе терапии. Иногда человек начинает понимать, что его первоначальный запрос (например такой, как «я икаю» или «у меня свистит в ушах») связан с какими-то более глубинными проблемами. По мере укрепления Эго человек смелеет и начинает обнаруживать свои следующие проблемы, вытащенные из Тени. Иногда терапия оказывается прерванной. Это может быть связано как с банальным отпуском, так и в предоставлении клиенту времени для рефлексии и осознания чего-то важного, или наоборот, закапывания чего-то в песок, зализывания ран.
Помимо надежности и непрерывности, важно, чтобы аналитик соблюдал один и тот же ритуал. Если он начал первый сеанс с того, что встретил клиента в коридоре – то в дальнейшем лучше придерживаться заданного паттерна.
Диктофонами юнгианские аналитики обычно не пользуются, действуя по принципу «что запомнил – то и важно». Между аналитиком и клиентом должна быть определенная дистанция, обеспечивающая комфорт обеих сторон. Телесный контакт в психоанализе вообще не приветствуется – лучше обходиться словами («мне сейчас так вас жаль, что мне хочется вас обнять»)
Глубинная юнгианская психотерапия
тел. / whatsApp
+7(916)24З-95-0З
О методе юнгианского психоанализа
Отличие от психологического консультирования
Как правило, такие психологические советы, будь они трижды профессиональны и справедливы, оказываются ничуть не лучше советов коллег или родственников и так же мало помогают. Потому что в основе установки на получение совета лежит древнейший и исключительно живучий миф о том, что человеческая жизнь целиком и полностью может контролироваться разумом. Увы, это не так.
К сожалению или к счастью, но типичный случай невозможен по отношению к отдельной человеческой душе. Любой человек исключительно сложен, а причины событий, приведшие человека в психотерапию, неосознанны и связаны с массой других событий и ситуаций из прошлого и настоящего. И чтобы разобраться в этих связях, и клиенту, и психотерапевту требуется много времени, терпения и смелости.
Такое расшифровывание и есть настоящая психотерапия, в которой не бывает заранее известных умных решений и происходит которая настолько же в голове, насколько и в сердце.
С чем работает юнгианский анализ?
Что такое личное бессознательное?
Это вытесненные на протяжении индивидуальной жизни представления, всё подавленное и позабытое.
С чем работает юнгианский анализ?
Юнгианский анализ работает с бессознательной частью нашей психики, с тем как она проявляется в поведении, т.е. с Тенью, Снами, нашими симптомами (психосоматикой) и Синхронией.
Это темная масса опыта, не пускаемая в сознание. Она «состоит из всех тех аспектов нашей личности, которые работают на то, чтобы заставить нас ощущать дискомфорт от самих себя» (Дж. Холлис).
Почему важно работать с Бессознательным и Тенью?
Потому что именно скрытые и не признаваемые части нашей личности часто управляют нашим поведением, особенно в критичных и сложных ситуациях. Чем дольше мы живем, тем длиннее наша тень. Чем больше невыносимого и подавленного накоплено в тени, тем сильнее блокируется жизненная энергия, делая нашу жизнь в настоящем трудно выносимой.
Что такое Золото Тени?
Какова задача аналитического процесса?
Почему эту работу лучше делать в рамках аналитического кабинета?
Увидеть самостоятельно эти невидимые нам, но очевидные со стороны части личности, невозможно. А принять и понять их с подачи наших близких и знакомых слишком болезненно, а часто невыносимо.
«Человек становится просветленным не потому, что представляет себе фигуры из света, а потому что делает тьму сознательной. Однако последняя процедура не из приятных и, как следствие, непопулярна». К.Г. Юнг
Работа с Тенью и Бессознательным кропотливый и длительный процесс
Человеческая психика чрезвычайно сложная система.
Большинство книг по популярной психологии с их заготовками быстрых личностных изменений и самопомощи не работают п отому, что они исходят из упрощенных представлений о человеческой психике, апеллируя в основном к нашей волевой, сознательной части.
Их авторы словно бы никогда в своей частной жизни не убеждались в том, что одна часть нас самих способна активно сопротивляется программе, проводимой в жизнь другой нашей частью.
В чем отличие юнгианского анализа от популярных психологических методов?
Коучинг и популярная психология часто ориентированы на укрепление Эго-позиций и социальный успех в мире.
Юнгианский анализ в большей степени направлен на познание внутреннего мира и предполагает Эго достаточно крепкое, чтобы выдержать стыд собственного Теневого.
Вопросы юнгианской психологии не «что делать» и тем более не «кто виноват», а «как» и «для чего».
При этом аналитический процесс максимально ненасильствинен и от клиента, в отличие от различных краткосрочных методов психотерапии, не требуется выполнять директивные указания терапевта или разделять систему его верований.
О видеотерапии. Сеансы по скайпу
В связи с эпидемией коронавируса, институт NEWPSY открыл доступ всем желающим к докладу Л. Коварскис от 2016 года «О видеотерапии и супервизии». Новый массивный опыт работы в режиме видео-терапии заставил меня и моих коллег психоаналитиков и психотерапевтов обратить внимание и обдумать некоторые аспекты видеотерапии, которые прежде были не столь заметны и поделиться своими наблюдениями и размышлениями (читать дальше о видеотерапии)
Юнгианский психоанализ
Карл Юнг известен как один из основателей аналитической психологии. Он считал, что потребность человека в религиозном выражении происходит из стремления психики к сбалансированному состоянию сознания и бессознательного одновременно. Юнг потратил много лет на обучение и практику у Зигмунда Фрейда, но именно эта его теория привела их к разногласиям. Юнг предположил, что коллективное бессознательное разделяют все люди. Разработка этой теории опиралась на эмпирически выявленные паттерны поведения людей, которые словно принуждают человека порождать определенные психические образы. Эти устойчивые способы реагирования Юнг назвал архетипами. На протяжении всей истории и во всех культурах мифология и мотивы сновидений обнаруживали общую сюжетную нить. Юнг считал, что каждый человек стремится достичь целостности, достигнув гармонии сознания и бессознательного, и что это может быть достигнуто посредством изучения сновидений. (читать подробнее о Юнгианском психоанализе)
Причины обращения к психоаналитику, психологу-психотерапевту
— сложности во взаимоотношениях с близкими и в профессиональной среде, трудности в общении
— невозможность вступить в брак
— проблемы адаптации в коллективе, неудачи в карьере
— сложности характера: застенчивость, обидчивость, мнительность,
— общая неудовлетворенность жизнью
— тревожность, панические атаки
Как выбрать психолога?
Важные критерии при выборе психолога (психотерапевта):
1. Образование (как специальное), так и базовое.
2. Опыт личной терапии и супервизии психолога (психотерапевта).
3. Рекомендации и личная симпатия ( подробнее ).
Анонимность
Подробности вашей жизни останутся исключительно внутри наших отношений и не станут известны какому-либо третьему лицу, за исключением случаев закрытой профессиональной супервизии или интервизии.
Рабочий альянс
Очень важны доверительные отношения между клиентом и психологом (психотерапевтом), называемые рабочим альянсом. Именно он является основой терапии и психологических изменений. Обычно одной-двух сессий достаточно, чтобы понять, подходим ли мы друг другу. Иногда надо встретиться с несколькими психологами, чтобы понять, кто подходит именно вам.
Важно, чтобы психолог, психотерапевт вызывал у вас симпатию.
О первой встрече
Принятие решения впервые придти на психотерапию требует много мужества, поскольку решиться на изменения сложно. Как ни тяжела кажется сейчас жизнь, но привычное поменять на неизвестность всегда непросто.
Первая встреча длится всегда дольше обычных сессий, как правило, 60-80 минут. Она означает фактически знакомство с психотерапевтом, здесь вы можете определиться, хотите ли вы продолжать психотерапию у меня или лучше обратиться к другому психологу. Вы можете задать любые интересующие вас вопросы. О первой встрече можно договориться по телефону и по электронной почте.
Психотерапевтический контракт
На первой встрече мы заключаем устный психотерапевтический контракт.
Его цель повысить взаимопонимание в процессе психотерапии, оговариваем задачи психотерапии, предполагаемый результат, частоту и время встреч, стоимость, правила пропусков сессий.
Количество встреч может быть разным: от одной до нескольких раз в неделю. Один раз в неделю считается поддерживающей формой психотерапии. Более редкие (менее чем один раз в неделю) встречи, как правило, не обеспечивают необходимого контакта между психотерапевтом и клиентом, а также не запускают глубокой работы самопознания, которая была бы способна привезти к желаемым изменениям.
Время дальнейших регулярных встреч определяется, как правило, на первой встрече и в дальнейшем это время закрепляется за вами и мы встречается в определенное время и определенный день. Важным условием является правило опозданий: время опозданий не компенсируется. То есть, если вы опаздываете к назначенному времени, наша встреча укорачивается на длину вашего опоздания.
Следующие встречи
На следующие встречи клиент приносит, как правило, актуальные для него на данный момент темы, самое волнующее или наболевшее.
На сессии важным материалом являются также воспоминания, фантазии, сны и даже то, что на первый взгляд вообще не имеет ничего общего с заявленной темой, то, что «вдруг пришло в голову».
В сотрудничестве с клиентом психотерапевт-аналитик уточняет, проясняет и соединяет возникающие образы и идеи.
Очень часто в этом, казалось бы, случайном или просто сопровождающем обыденные события материале, обнаруживаются глубокие смыслы, которые оказываются связанными и с главной темой, приведшей клиента в кабинет психолога.
Почему юнгианский анализ?
«Душа» — не научный термин и используется в современной психологии редко. Однако именно слушание сложного и образного языка души оказывается тем, что помогает.
Ему я училась и продолжаю учиться уже многие годы: прохожу собственный анализ и супервизию у специалистов МААП.
Завершение анализа
Клиент самостоятельно решает, когда следует закончить или прервать анализ. Важно, однако, чтобы произошло осознанное завершение анализа и были бы подведены итоги. Если вы принимаете решение завершить психотерапевтическую работу, нам понадобиться как минимум две встречи для завершения внутренних психологических процессов.
Вы всегда сможете вернуться в анализ или придти на разовую встречу, если в ней возникнет потребность после нашего расставания.