для чего строился петергоф
Петергоф — резиденция Российских императоров.
Петергоф на протяжении 200 лет был парадной летней резиденцией Российских императоров. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России. Архитектурно-парковый ансамбль это симбиоз архитектурной мысли и природной красоты. Занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и по праву входит в число семи чудес России.
Петергоф история.
История государственного музея заповедника — Петергоф неразрывно связана с историей России. Первое документальное упоминание Петергофа относится к 1705 году, когда он на голландский манер назывался «Питергоф» – «Петров двор», в путевой записке Петра I, как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I.
Петергоф история.
В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка, о них мы подробнее расскажем ниже. Для снабжения фонтанов Петергофа в 1720-1721 годах был построен специальный водовод общей длиной 40 км. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа. Петергоф продолжал формироваться, как дворцово-парковый ансамбль, на протяжении XVIII — начала XX века.
Петергоф музей.
После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи. Во время Великой Отечественной войны комплекс был оккупирован немецкими войсками с 1941 по 1944 г. Петергоф был практически полностью разрушен артиллерией. После войны началось восстановление Санкт-Петербурга и Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон».
Петергоф
В настоящее время Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.
Петергоф Английский парк.
К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей. Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. В четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) ключевую роль в ансамблях играют дворцы, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья.
Петергоф Верхний сад.
Верхний сад, разбит при Петре I. Современный облик Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются красивые фонтаны. «Амур, надевающий маску», «Нептун», фонтаны Квадратных прудов, декорированные скульптурами «Весна» и «Лето».
Петергоф Большой Петергофский дворец
Основным зданием ансамбля является Большой Петергофский дворец. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.
Петергоф Нижний парк.
Нижний парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Основа планировки парка — две системы лучевых аллей, пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж. В центре композиции фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».
Петергоф Дворец Марли.
Главное сооружение западной части Нижнего парка Дворец Марли. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — березовая. Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива.
Петергоф мраморные Воронихинские колоннады.
Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный. Не менее интересное сооружением являются Мраморные Воронихинские колоннады (1800-1803). Они получили свое название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы.
Петергоф Золотая гора.
Около дворца Марли расположен каскад «Золотая гора». Он назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока.
Петергоф Шахматная гора.
Ансамбль восточной части составляет Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. Наверху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.
Петергоф дворец Монплезир.
Так же в восточной части находится дворец Монплезир, в переводе с французского означает «моё удовольствие»— именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен прямо на берегу Финского залива. Монплезир был любимым дворцом Петра I. В настоящее время во дворце представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков. В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках выставлена коллекция китайского фарфора. Особого внимания заслуживает фонтан «Сноп». «Сноп»— один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.
Петергоф.
На этом мы завершим свой рассказ о парках Петергофа. В одну статью сложно уместить все достопримечательности данного комплекса, мы же постарались освятить самые интересные. Красоту Петергофа лучше увидеть собственными глазами, прогуляться по территории ансамбля и проникнуться его величием.
История Петергофа
Петергоф (в переводе с немецкого Petershof ‑ «Петров двор») ‑ загородная резиденция русских царей на южном берегу Финского залива, в 29 километрах к западу от Санкт‑Петербурга.
Торжественное открытие Петергофа состоялось 15 августа 1723 года.
Автором, определившим основу композиции архитектурного ансамбля, был Петр I. По его замыслу, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой ‑ стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.
В 1711 году начались первые строительные работы. Руководство строительством было возложено на управляющего Канцелярией городовых дел Ульяна Сенявина и архитектора Йозефа Браунштайна, которого в 1716 году сменил француз Жан‑Батист Леблон.
В Петергофе работали выдающиеся скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Яков Рашет, Федот Шубин, Феодосий Щедрин.
1714 году были заложены фундаменты Верхних (Нагорных) палат и дворца «Монплезир». К моменту открытия Петергофа был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, построены Верхние палаты, дворцы «Монплезир», «Менажери» и «Марли», заложен фундамент двухэтажного дворца «Эрмитаж», действовала часть фонтанов.
Фонтанам Петр I отводил самую важную роль в оформлении комплекса, он сам руководил их проектированием и сооружением. Для осуществления своих замыслов царь привлек лучших мастеров фонтанного дела и инженеров из России и европейских стран. В Петергофе никогда не работали насосы. Удачное географическое положение и многочисленные родники Ропшинских высот оказались в силах обеспечить водой фонтаны естественным образом.
Большой каскад ‑ главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года.
Нижний парк Петергофа ‑ самая известная часть дворцово‑паркового комплекса ‑ закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале.
Верхний сад выполняет роль парадного двора ‑ курдонера. Он был заложен в первые годы строительства резиденции, до второй половины XVIII века оставался утилитарным: на грядках росли овощи, в прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу.
После смерти Петра I в 1725 году Петергоф был на несколько лет забыт. Только в 1730 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны строительство в резиденции возобновилось.
В 1735 году в центре ковша Большого каскада был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в балюстраде установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Карло Растрелли.
В 1738‑1739 годах в восточной части Нижнего парка установили Драконовый каскад и два «Римских фонтана», повторяющих композицию фонтанов на площади перед собором Святого Петра в Риме.
Строительство фонтанов и совершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду ‑ 5 фонтанов и один каскад.
Центр Петергофского ансамбля ‑ Большой дворец, или «Верхние палаты», был достроен только в царствование императрицы Елизаветы. С 1745 года по 1747 год его перестраивал выдающийся зодчий Франческо Растрелли. Значительно увеличив размеры здания, он сохранил основные черты архитектуры петровской эпохи.
15 августа 1723 года под Петербургом с большими торжествами была открыта новая роскошная загородная резиденция русских императоров. Ей было дано название Петергоф, что в переводе с немецкого означает «Петров двор».
Идея создания Петергофа
План Петергофа в основных чертах был разработан самим Петром I. По его замыслу роскошный дворцовый комплекс должен был символизировать победу России в борьбе за обладание выходом к Балтийскому морю. К тому же резиденция не должна была уступать по пышности таким известным европейским королевским дворцам как Версаль или Сан-Суси.
Император желал устроить себе парк с фонтанами, и провел тщательное исследование местности. В результате было решено, что Ропшинские высоты как нельзя лучше подойдут для устройства подобного парка. Перед этим предполагалось устроить резиденцию ближе к Петербургу, в Стрельне, но местность там не подходила для воплощения всех замыслов монарха.
Начало строительства
Строительство началось в 1711 году, руководили им управляющий Канцелярией городовых дел У.Сенявин и архитектор Й.Браунштайн. Последнего через пять лет сменил французский зодчий Жан-Батист Леблон. Также к работе над Петергофом было привлечено множество талантливых скульпторов, таких как И. Мартос, Ф.Шубин, Я.Рашет.
В 1714 году были заложены фундаменты первых дворцов резиденции – Верхних палат и дворца Монплезир. К открытию Петергофа в 1723 году дворцы уже были готовы. Помимо них, за это время были возведены также дворцы Менажери и Марли, и в процессе строительства находился павильон Эрмитаж. Кроме того был распланирован Нижний сад, прорыт Морской канал и начали действовать некоторые фонтаны.
Фонтаны были главной изюминкой проекта, царь Петр лично руководил их сооружением, и привлек к этому делу всех лучших мастеров со всей Европы. Место под резиденцию было выбрано столь тщательно, что для работы фонтанов не требовались насосы, их функции прекрасно выполняли многочисленные родники, в изобилии бьющие этих местах. Их воды было вполне достаточно для нормальной работы всех фонтанов.
Центральным сооружением фонтанной системы Петергофа является Большой каскад, потрясающий воображение зрителя своей изящной красотой, разнообразием водометов и пышностью декора. Его строительство началось в мае 1716 года. Первый пуск каскада состоялся в 1721 году в присутствии самого императора.
Нижний парк был сооружен по образцу версальского парка. А Верхний сад по замыслу архитекторов должен был служить своеобразными парадными воротами в резиденцию, в те времена это называлось «курдоньер» или «парадный двор». Но еще почти полвека он служил в основном для хозяйственных нужд, на тщательно разбитых газонах росли овощи, а пруды служили для подпитки фонтанов и разведения рыбы.
Окончание строительства
После смерти Петра в 1725 году, строительство его любимого детища было заброшено на несколько лет и лишь с приходом к власти Анны Иоанновны, архитекторы и строители вновь вернулись в Петергоф.
В 1735 году в ковше Большого каскада был сооружен самый известный фонтан Петергофа – «Самсон». Еще при Петре планировалось установить на этом месте статую Геракла, сражающегося с Лернейской гидрой, но этот проект так и не был реализован. При новой императрице было решено поставить здесь фигуру Самсона, побеждающего льва. Самсон символизировал собой победу русской армии в Полтавской битве, которая произошла в день Сампсония Странноприимца. Фигура же льва неизменно ассоциируется со Швецией, на гербе которой он присутствует и по сей день.
Спустя три года Большой каскад был украшен фигурами тритонов, трубящих в раковины работы скульптора Карло Растрелли. В это же время появился «Драконов каскад», который сегодня принято именовать «Шахматным», и два «Римских фонтана», копирующие фонтаны, установленные на площади Святого Петра в Риме.
Работы по строительству фонтанов и совершенствованию системы их водоснабжения велись вплоть до середины следующего столетия. В результате сложился великолепный ансамбль, насчитывающий более 50 отдельных фонтанов и 5 каскадов.
Центральный дворец всей резиденции, Верхние палаты или Большой дворец, построенный одним из первых, был закончен лишь в царствование дочери Петра Великого, Елизаветы Петровны. Завершением дворца руководил знаменитый архитектор Франческо Растрелли. Он значительно увеличил размеры здания, но в целом постарался сохранить все основные черты постройки петровских времен.
Петергоф в 19 веке
С началом XIX века, Петергоф был заброшен, императоры выбирали для себя другие летние резиденции, и только Николай I снова решил вернуться сюда. Во время его царствования, фонтаны Нижнего парка получили новое мраморное убранство, а рядом был разбит новый, английский пейзажный парк Александрия.
А к югу от Верхнего сада появились еще два пейзажных парка, Колонистский и Луговой, с двумя изящными павильонами работы архитектора Штакеншнейдера. Царицын павильон был создан для Александры Федоровны, супруги Николая I. Второй же, Ольгин, был построен чуть позже и стал подарком венценосных родителей к ее свадьбе.
Спустя 10 лет, Штакеншнейдер возвел в петергофском ансамбле еще одно сооружение – Львиный каскад. Представляя собой стилизацию под древнегреческий храм, и лишенный привычного барочного декора, каскад сильно отличается от основных построек Петергофа, но одновременно вносит приятное разнообразие в атмосферу парка.
Петергоф в 20 веке
Наступил век ХХ и грянула революция. Новое правительство национализировало бывшую резиденцию императоров, и уже в 1918 году Петергоф был открыт для всеобщего посещения.
Нижний парк был вновь открыт для посетителей уже 17 июня 1945 года, а через год забили первые восстановленные фонтаны. По старинным чертежам был воссоздан знаменитый «Самсон» и все интерьеры разрушенных дворцов.
Дворцово-парковый комплекс стал вновь именоваться Петергофом в 1992 году. Реставрационные работы в парке продолжались вплоть до 2000 года, последним был вновь открыт Львиный каскад.
Петергоф сегодня
В наше время фонтаны Петергофа работают с мая по сентябрь и их открытие и закрытие сопровождаются большими костюмированными праздниками. В период белых ночей, в парках устраиваются концерты и красочные фейерверки, а в пышных интерьерах дворцов проводятся различные торжественные культурные мероприятия.
Петергоф — комплекс дворцово-парковых ансамблей в пригороде Санкт-Петербурга, созданный Петром I как загородная резиденция. Задумывая построить архитектурное сооружение, по своей красоте не уступающее французскому Версалю, Пётр вряд ли предполагал, что Петергоф будет настолько поражать своим масштабом и роскошью. Экстерьер пространства формировался в течение двух веков и сегодня включает несколько объединённых дворцово-парковых зон, на территории которых расположены особняки, музеи, скульптуры, павильоны. Главная гордость Петергофа — великолепные фонтаны, количество которых достигает полутора сотен. Среди загородных питерских музеев Петергоф — настоящая жемчужина, которую безусловно нужно посетить.
Основание и история Петергофа
В начале XVIII века на Котлине началось строительство крепости Кронштадт, которое Пётр I самолично курировал, регулярно наведываясь на остров. Царь должен был отдыхать в течение пути, поэтому на южном берегу Финского залива поставили усадьбу, которой дали название Петергоф — Петров двор. Первоначально планов на строительство грандиозной резиденции в Петергофе у императора не было. Новый дворец с многочисленными фонтанами, которые после посещения Версаля не давали покоя Петру, должен был возводиться в Стрельне, и царь даже начал там строительство. Но известному российскому инженеру Миниху удалось доказать Петру, что технически территория Стрельны потребует больших затрат для реализации императорской задумки, при этом будут затоплены близлежащие районы. Тогда Пётр и обратил своё внимание на Петергоф. На этих землях к тому времени уже начал возводиться Большой дворец.
В августе 1723 года состоялось торжественное открытие. Прямо из залива к парадному входу вёл канал, по которому многочисленные гости (а их судов насчитывалось более сотни) могли подплывать прямо к подножию здания. Терраса перед фасадом дворца была оформлена каскадом удивительных по красоте фонтанов с аллегорическими скульптурами, которые символизировали мощь военных российских достижений и побед. Российский император горделиво знакомил гостей с великолепием дворцов и фонтанов, а кульминационным украшением мероприятия стал грандиозный праздничный фейерверк. Пётр был полностью удовлетворён — слава о величии и красоте Петергофа мгновенно пересекла российские границы.
Как работают фонтаны Петергофа
В Петергофе была построена уникальная водоводная система, не требующая использования насосов. В отличие от версальских ансамблей, где вода подавалась при помощи дорогостоящих устройств, накачивающих её в фонтаны, в Петергофе она прибывала из естественных источников. Пруды и каналы, вдохнувшие жизнь в петергофские фонтаны, были проведены по всей территории парковых зон. Для снабжения Верхнего сада были заложены три пруда, из которых черпались водные запасы. Пока они строились, Пётр продумывал возможности водоснабжения остальных территорий. Найденные на близлежащей возвышенности источники давали прекрасную перспективу снабжения Петергофа водяным самотёком. Также большое водохранилище было создано на месте нынешнего Английского пруда, от которого проложены каналы для наполнения водоёмов Верхнего сада. Продуманная система водотока позволила без лишних затрат создать грандиозные каскадные фонтаны Нижнего сада.
В середине XVIII века водоводную систему пополнили новые пруды, были протянуты дополнительные каналы, а деревянные трубы заменились чугунными. Десятилетия спустя в парке было организовано 9 новых водохранилищ и к середине XIX века система водоснабжения Петергофа имела показатели:
С тех пор и по сегодняшний день водоводная сеть ансамбля практически не изменялась. Участки, разрушенные в годы Великой отечественной войны, были восстановлены и пропускная способность позволяет обеспечивать водой фонтанную систему даже в самые засушливые месяцы. Также водохранилища Петергофа используются в качестве источника питьевой воды для жителей близлежащих окрестностей.
Обратите внимание! С петровских времён в прудах у дворца Марли разводились осетры, подававшиеся к царскому столу. И сегодня на экскурсии по Петергофу за отдельную плату любители рыболовства могут заняться своим любимым хобби в зарыбленных прудах.
Петергоф после Петра I
У парков императорской резиденции Петергоф — богатая история. И после смерти основателя его преемники старались поддерживать резиденцию в достойном виде, преумножать её красоту и богатство, оставить свой след в её истории. Для строительства и реконструкции приглашались скульпторы, инженеры, художники, архитекторы, создававшие поистине шедевральные композиции ансамбля и великолепные интерьеры. Первоначальный дворцово-парковый ансамбль был построен в очень короткие для такого масштабного проекта сроки — за 13 лет. На момент открытия комплекс включал — дворцы Большой, Монплезир, Марли, а также Большой каскадный и ещё полтора десятка фонтанов.
К сожалению, Петру наслаждаться своим детищем пришлось совсем недолго. После его кончины в течение нескольких лет резиденция была забыта и дальнейшее строительство свёрнуто. Но уже в 1730 году правящая на тот момент Анна Иоанновна уделила внимание дворцовой зоне. В частности, были упорядочены места проживания челяди и придворных, а центральным звеном фонтанно-скульптурной композиции Нижнего парка стал созданный Бартоломео Растрелли «Самсон, раздирающий пасть льва». Самсон увековечил победу России в главном сражении Северной войны — битве под Полтавой. Таким образом императрица претворила в жизнь задумку Петра.
Пришедшая к власти Елизавета Петровна не осталась в долгу перед батюшкой и начала реконструкцию Большого дворца. К проекту был привлечён младший представитель архитектурной династии Растрелли — Франческо. В течение 10 лет итальянец работал над экстерьером главного здания. Главный особняк после проведения работ сменил свой сдержанный барочный облик на более пышный, а также обзавёлся двумя новыми флигелями. В оформлении залов появилась характерная для оформительской манеры Растрелли золочёная деревянная резьба, а стены и потолки помещений украсили многочисленные зеркала и расписные подлюстренные плафоны. В том облике, который им придал Растрелли, посетители сегодня видят Танцевальный зал, Голубую приёмную и зал для аудиенций.
Петергоф очень любила Екатерина II. Тем не менее самая из российских императриц не стала проводить масштабные работы. Она лишь ограничилась небольшой переделкой единичных интерьеров. При Екатерине Петергоф приобрёл статус города и к концу её царствования вокруг резиденции уже было несколько десятков домов. Длительность правления Екатерины II и отсутствие в этот период полноценных ремонтов привели к тому, что дворцово-парковый комплекс существенно обветшал и требовал серьёзных вложений. Масштабную реконструкцию фонтанных сооружений начал её сын, Павел. Ремонт продолжался несколько десятилетий и полностью завершён был уже при Александре I, в начале XIX века. После смерти Екатерины царский двор мало посещал великое творение Петра, предпочитая другие загородные резиденции. Только при Николае I Большой дворец вновь услышал голоса королевской семьи, фонтаны были отделаны мрамором и гранитом, а в Верхнем саду создали новые парки:
Город становится уездным центром Санкт-Петербургской губернии приняв управу от соседнего Ораниенбаума. При сыне Николая, Александре II, от Петербурга до дворца была проложена железная дорога.
Во времена Первой мировой войны территория была отдана под школы прапорщиков. Дворцовый комплекс сохранял свои функции королевской резиденции вплоть до революции 1917 года, а спустя год после неё был превращён в музей.
Петергоф в годы войны
Тяжёлым периодом в истории Петергофа стала его оккупация фашистскими захватчиками. С самых первых дней войны проводилась активная эвакуация ценностей музея. Уже через три месяца после начала военных действий, после продолжительных и разрушительных боёв, Петергоф был взят немецкими войсками. Во время атак Большой дворец был уничтожен пожаром, также практически полностью разрушены фонтанные композиции. Два с половиной года на территории комплекса находились вражеские войска, которые сравняли с землёй половину Петергофа, остатки ценностей — вазы, статуи, барельефы, чаши — вывезли в Германию. Перед отступлением немцы заминировали территорию, вследствие чего от сдетонировавшей бомбы был разрушен дворец Марли.
В дни освобождения руины разрушенного музея вызывали боль и горечь потери. После снятия блокады Петергоф сразу же стали активно восстанавливать рабочие, сапёры и добровольцы из Петербурга. С этого времени и до 1997 года он назывался Петродворцом. Вскоре после победного мая заработал Нижний парк, а спустя год стали функционировать некоторые фонтаны. В 1947 году в музей вернулась скульптура Самсона, вывезенная немцами, а ещё спустя 5 лет был восстановлен Большой дворец. Первый этап восстановительных работ длился почти 30 лет.
Ансамбль Петергофа
Сегодня в Петергоф круглогодично можно приехать на экскурсию, чтобы познакомиться с шедевральным творением Петра. Ландшафтная зона включает две главные композиции: Верхний и Нижний сад (парк). Верхний сад венчает Большой дворец — вершина императорской резиденции. Слева и справа к нему примыкают Колонистский парк и парк Александрия. Отсюда к Нижнему парку идёт вниз лестница с фонтанами, где сначала виден Большой каскад, а затем возвышается статуя Самсона со львом. Канал, выходящий в Финский залив, также оформлен фонтанной аллеей.
Здесь же расположены многочисленные музеи (фонтанного дела, игральных карт, коллекционеров, императорских велосипедов, семьи Бенуа). Далее можно пройти в парк Александрия, где находится церковь святого Александра Невского, Константиновский домик, памятник цесаревичу Алексею и строителям Петергофа. В противоположной стороне разбит Колонистский парк. В Нижнем саду, слева от центрального канала, можно увидеть дворец Марли, а справа — Монплезир, Банный и Екатерининский корпуса. У въезда в резиденцию со стороны Финского залива находится ещё один музей — императорских яхт.
Обратите внимание! В Монплезирском саду установлены фонтаны-шутихи, которые действовали здесь ещё с петровских времён. Если вы сядете на скамейку под зонтиком или же подойдёте поближе рассмотреть ёлочки или тюльпаны, вас тут же обольёт струя фонтанирующей воды!
Сады и парки Петергофа можно посетить, приехав сюда в рамках одной из экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам. Можно заказать групповую или индивидуальную поездку с гидом. Не пропустите самое интересное и узнайте новые подробности из жизни одной из самых красивых резиденций российских императоров.