Шатры кидарские что это

Почему царь Давид сказал: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха…»?

Шалом, уважаемый ребе! Не могли бы Вы прокомментировать или прислать обширный комментарий к стиху Псалом 120:5: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Спасибо, с уважением, Е.

Отвечает рав Моше Абрамович

Спасибо за хороший вопрос! Поскольку слово царя Давида пророческое, оно несёт информацию о разных исторических событиях — в прошлом или будущем, и хороший пример этому — стих, который Вы выбрали (Тэилим 120, 5: «Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара»).

Здесь есть и намёк на прошлое — Раби Натан-Нотэ Шапира в своей книге Мэгалэ Амукот пишет, что слова «Горе мне, что жил я (гарти) долго (мэшэх)» намекают на 20 лет тяжёлой жизни Яакова у Лавана. Как сообщает Яаков Эсаву: «Я жил с Лаваном (им Лаван гарти)».

И там родился Йосеф, ставший причиной других страданий Яакова, на что намекает продолжение стиха: «обитал у шатров Кэйдара». Где «шатры Кэйдара» — потомки Ишмаэля: Йосеф был продан торговцам, сыновьям Ишмаэля. Тема этой главы Тэилим — злословие, и продажа Йосефа была следствием злословия.

Здесь есть и намёк на переживания самого царя Давида. Мальбим комментирует этот стих так: горе мне от врагов моих — Мэшэха и Кейдара, которые находятся у границ моих и нападают вероломно, но гораздо больнее мне видеть тех из моего народа, кто ненавидит мир и, когда я стараюсь установить с ними мир, отвечают мне войной. Сколько горечи в словах царя Давида в 122-ой главе Тэилим, которая как бы продолжает эту тему: «Радовался я, когда сказали мне: в дом Всевышнего пойдём». Раби Йешуа бен-Леви объясняет — сказал Давид Всевышнему: «Повелитель мира, слышал я, что говорили: “Когда умрёт этот старец, и придёт сын его Шломо, и построит Храм, и взойдём на Храмовую гору?”, и радовался». Не было им дано постигнуть святость царя Давида.

Здесь есть и намёк на будущее «Горе мне, что жил я в изгнании долгом (мэшэх)» — это четвёртое изгнание (Эдом), среди потомков Эсава и среди потомков Ишмаэля (шатры Кэйдара). «Но гораздо больнее мне, когда в моём народе относятся ко мне с ненавистью. Я ищу мира с ними в служении Всевышнему. Но они отвечают мне войной».

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 119:5

Свт. Афанасий Великий

Увы мне, яко пришельствие мое продолжися. Излагает новое прошение к Богу об освобождении от пришелствия. Вселихся с селении Кидарскими. Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне, и простирающаяся даже до персов; ее населяет племя сарацинов.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими

Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «увы мне, что пришествие свое я продолжил» (παροικων παρείλκυσα). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «увы мне, что я пришельствовал долго» (προσηλύτευσα έν μακυσμω). Таким образом они сетуют о плене Вавилонском; а Павел – о продолжительности здешней жизни: «находясь в этой хижине, говорит он, воздыхаем под бременем» (2Кор.5:4); и еще: «но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем» (Рим.8:23). Действительно, настоя­щая жизнь есть странничество. Что я говорю: странничество? Она гораздо хуже и странничества. Потому Христос и назвал ее путем: «тесны врата, говорит Он, и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:14). И это есть самая лучшая и даже первая наука – знать, что мы странники в настоящей жизни. Древние исповедовали это и потому особенно прославились. Выражая это, Павел говорит: «Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16).

Они оплакивают не только свое пребывание в стране чужой, но и обращение с иноплеменниками. Так и другие пророки оплакивали настоящую жизнь и говорили: «не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих.7:2); и этот самый пророк: «спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного» (Пс.11:2). Настоящая жизнь тяжела не потому только, что она испол­нена суеты и безвременных забот, но и потому, что в ней много успевают люди злые.

Нет ничего гнуснее и тяжелее обращения с такими людьми. Не столько дым и смрад тяготит глаза, сколько обра­щение с злыми людьми огорчает душу. Не помнишь ли, как и Господь наш Иисус Христос выразил тягость пребывания с ними? Когда Он сказал: «доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф.17:17), то указал на то, что содержится в сло­вах: «поселился я в шатрах Кидарских». Это – варвары, которые обык­новенно поступают с подвластными им, как звери, живут в шалашах и пещерах и доходят до свирепости диких зверей. Но еще несноснее их хищники, корыстолюбцы, разврат­ники, живущие в роскоши.

Беседы на псалмы. На псалом 119.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими

Итак, надобно воздыхать, что гостьба наша на земле продолжительна. И точно, сколько ни живи, а придет время явиться лицу Божию и от Него принять или венец доброты, или вечную погибель. Много жить почти то же, что много грешить.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

«Увы мне яко пришельствие мое продолжися». Сие говорил я молясь, и Человеколюбец, услышав это, умилосердился. «Пришельствием» же называет Пророк пребывание в чужой стране. Седмидесятилетнее время справедливо почтено долгим. Пророк сказал, что такова совершенная продолжительность жизни человеческой. «Дние лет наших», говорит он, «в них же семдесят лет» (Пс.89:10).

«Вселихся с селении кидарскими». Кидар – второй сын Измаилов; потомки его доныне живут недалеко от Вавилона. И так, поелику издревле расположены были друг к другу враждебно (сказано: «изжени рабу и сына ея: не наследит бо сын рабы с сыном моим Исааком». – (Быт.21:10); то справедливо сетуют о себе, что лишены прежней свободы, живут близ тех, которые почти рабы их, и сами принуждены раболепствовать.

Евфимий Зигабен

Увы мне! яко пришельствие мое продолжися! Вселихся с селении Кидарскими.

Сии слова произносятся опять от лица пленного еврейского народа, который с плачем говорит: горе мне, что плен мой в Вавилоне продлился на семьдесят лет, ибо, по словам Феодорита, пророк таким количеством лет ограничил полную человеческую жизнь: дней, говорит, лет наших семьдесят лет (Псал. 89,10). Плен мой, говорит, продлился; и я жил в жилищах кидарских. А Кидар есть страна соседственная с вавилонскою, имевшая жителей нечистых и гнусных, между которыми вавилоняне поселили на жительство евреев. А как, по словам Оригена, Кидар означает тьму; то посему обитавшие в жилищах тьмы плачут. А в значении иносказательном жилища тьмы суть пребывания в страстях, омрачающих ум.

Златословесного: Это первый урок добродетели—знать, что мы странники в настоящей жизни; ибо жизнь сия есть странствование и беднее самого странствования. Ибо Христос назвал ее тесным путем. Посему и древние сознавались в этом, что они странники, за что особенно они и заслуживают удивления: потому что кто здесь странник, тот там на небе будет жителем. Итак, если Иудеи имеют сильную любовь к Иepyсалиму; то какое будет нам извинение в том, что мы не имеем сильной любви к горнему Иерусалиму? Василия: Помнящий Бога и ищущий своего отечества воздыхает, говоря: увы мне, что странствование мое продолжилось. Ибо он имеет сильное желание разрешиться и быть со Христом; посему он негодует на странствование сие, как на препятствие радости. Преподобного Никиты: Это голос и похвальный плач достигших возраста совершенного мужа. Поелику души совершенных людей не мрачны, но всегда светлы и исполнены благого света; то когда чистый их ум по некоторой телесной необходимости удалится от созерцания горних благ и лишится происходящего оттуда веселия и сладости, они смотрят на все настоящее, как на глубокую тьму, по подобию тех, которые после того как смотрели на лучи солнечные, наклонившись вниз ничего не видят ни вблизи, ни вдали; почему и почитают настоящее свое странствование продолжительным и обитание свое в мрачной сей жизни более всякого мрака неприятным. Феодорита: Кидар населен народом Сарацынским, имеющим зверские свойства, обитающим в шатрах и кущах и подражающим праотцу своему Кидару, от которого и страна сия получила наименование. Кидар же был второй сын Измаила. А как Измаил изгнан Авраамом с рабою его Агарью, то посему прилично плачут Иудеи, что потеряли первую свою свободу и стали обитать вместе с полурабами и принуждены были служить. Безименного: Но гораздо опаснее сих жестоких и диких людей хищники, живущие в сладострастии, сожительство с которыми почитается праведниками достойным слез. И часто душа имеет странствование между ими не по множеству дел, но по трудности и неприятности оных.

Еп. Ириней (Орда)

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими

Но Бог еще не поднял своей наказующей десницы, еще томится псалмопевец под гнетом своих злобных врагов; отсюда его жалоба, что он так долго вынужден жить среди свирепых, бесчувственных людей, которые причиняют ему столько страданий, которые совершенно ненавидят мира. Пришельствие – обитание, пребывание в какой-либо стране в качестве чужеземца. Кидар, арабское племя (Быт. 25:13, Ис. 42:11, 60:7); вероятно, это название вавилонян, как грубых, злобных людей (как у нас о грубых людях говорят: готтентоты).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими

Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны

Источник

Толкование на Псалтирь 119:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 119:5 / Пс 119:5

Афанасий Великий (

Увы мне, яко пришельствие мое продолжися. Излагает новое прошение к Богу об освобождении от пришелствия. Вселихся с селении Кидарскими. Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне, и простирающаяся даже до персов; ее населяет племя сарацинов.

Источник: Толкование на Псалмы.

Иоанн Златоуст (

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими

Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «увы мне, что пришествие свое я продолжил» (παροικων παρείλκυσα). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «увы мне, что я пришельствовал долго» (προσηλύτευσα έν μακυσμω). Таким образом они сетуют о плене Вавилонском; а Павел — о продолжительности здешней жизни: «находясь в этой хижине, говорит он, воздыхаем под бременем» (2Кор.5:4); и еще: «но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем» (Рим.8:23). Действительно, настоя­щая жизнь есть странничество. Что я говорю: странничество? Она гораздо хуже и странничества. Потому Христос и назвал ее путем: «тесны врата, говорит Он, и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:14). И это есть самая лучшая и даже первая наука — знать, что мы странники в настоящей жизни. Древние исповедовали это и потому особенно прославились. Выражая это, Павел говорит: «Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16).

Они оплакивают не только свое пребывание в стране чужой, но и обращение с иноплеменниками. Так и другие пророки оплакивали настоящую жизнь и говорили: «не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих.7:2); и этот самый пророк: «спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного» (Пс.11:2). Настоящая жизнь тяжела не потому только, что она испол­нена суеты и безвременных забот, но и потому, что в ней много успевают люди злые.

Нет ничего гнуснее и тяжелее обращения с такими людьми. Не столько дым и смрад тяготит глаза, сколько обра­щение с злыми людьми огорчает душу. Не помнишь ли, как и Господь наш Иисус Христос выразил тягость пребывания с ними? Когда Он сказал: «доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф.17:17), то указал на то, что содержится в сло­вах: «поселился я в шатрах Кидарских». Это — варвары, которые обык­новенно поступают с подвластными им, как звери, живут в шалашах и пещерах и доходят до свирепости диких зверей. Но еще несноснее их хищники, корыстолюбцы, разврат­ники, живущие в роскоши.

Источник: Беседы на псалмы. На псалом 119.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими

Итак, надобно воздыхать, что гостьба наша на земле продолжительна. И точно, сколько ни живи, а придет время явиться лицу Божию и от Него принять или венец доброты, или вечную погибель. Много жить почти то же, что много грешить.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Феодорит Кирский (386/93−

«Увы мне яко пришельствие мое продолжися». Сие говорил я молясь, и Человеколюбец, услышав это, умилосердился. «Пришельствием» же называет Пророк пребывание в чужой стране. Седмидесятилетнее время справедливо почтено долгим. Пророк сказал, что такова совершенная продолжительность жизни человеческой. «Дние лет наших», говорит он, «в них же семдесят лет» (Пс.89:10).

«Вселихся с селении кидарскими». Кидар — второй сын Измаилов; потомки его доныне живут недалеко от Вавилона. И так, поелику издревле расположены были друг к другу враждебно (сказано: «изжени рабу и сына ея: не наследит бо сын рабы с сыном моим Исааком». — (Быт.21:10); то справедливо сетуют о себе, что лишены прежней свободы, живут близ тех, которые почти рабы их, и сами принуждены раболепствовать.

Евфимий Зигабен (

Увы мне! яко пришельствие мое продолжися! Вселихся с селении Кидарскими.

Сии слова произносятся опять от лица пленного еврейского народа, который с плачем говорит: горе мне, что плен мой в Вавилоне продлился на семьдесят лет, ибо, по словам Феодорита, пророк таким количеством лет ограничил полную человеческую жизнь: дней, говорит, лет наших семьдесят лет (Псал. 89,10). Плен мой, говорит, продлился; и я жил в жилищах кидарских. А Кидар есть страна соседственная с вавилонскою, имевшая жителей нечистых и гнусных, между которыми вавилоняне поселили на жительство евреев. А как, по словам Оригена, Кидар означает тьму; то посему обитавшие в жилищах тьмы плачут. А в значении иносказательном жилища тьмы суть пребывания в страстях, омрачающих ум.

Златословесного: Это первый урок добродетели—знать, что мы странники в настоящей жизни; ибо жизнь сия есть странствование и беднее самого странствования. Ибо Христос назвал ее тесным путем. Посему и древние сознавались в этом, что они странники, за что особенно они и заслуживают удивления: потому что кто здесь странник, тот там на небе будет жителем. Итак, если Иудеи имеют сильную любовь к Иepyсалиму; то какое будет нам извинение в том, что мы не имеем сильной любви к горнему Иерусалиму? Василия: Помнящий Бога и ищущий своего отечества воздыхает, говоря: увы мне, что странствование мое продолжилось. Ибо он имеет сильное желание разрешиться и быть со Христом; посему он негодует на странствование сие, как на препятствие радости. Преподобного Никиты: Это голос и похвальный плач достигших возраста совершенного мужа. Поелику души совершенных людей не мрачны, но всегда светлы и исполнены благого света; то когда чистый их ум по некоторой телесной необходимости удалится от созерцания горних благ и лишится происходящего оттуда веселия и сладости, они смотрят на все настоящее, как на глубокую тьму, по подобию тех, которые после того как смотрели на лучи солнечные, наклонившись вниз ничего не видят ни вблизи, ни вдали; почему и почитают настоящее свое странствование продолжительным и обитание свое в мрачной сей жизни более всякого мрака неприятным. Феодорита: Кидар населен народом Сарацынским, имеющим зверские свойства, обитающим в шатрах и кущах и подражающим праотцу своему Кидару, от которого и страна сия получила наименование. Кидар же был второй сын Измаила. А как Измаил изгнан Авраамом с рабою его Агарью, то посему прилично плачут Иудеи, что потеряли первую свою свободу и стали обитать вместе с полурабами и принуждены были служить. Безименного: Но гораздо опаснее сих жестоких и диких людей хищники, живущие в сладострастии, сожительство с которыми почитается праведниками достойным слез. И часто душа имеет странствование между ими не по множеству дел, но по трудности и неприятности оных.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими:

Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны

Мосок или Моски, местность в Армении, около Черного моря. «Шатры Кидарян» — кочевое племя, по одним — бродившее между Месопотамией и Каменистой Аравией, по другим — жившее в Египте. В этом стихе указание, что писатель изображает в псалме состояние евреев, еще находившихся в рассеянии среди разных языческих народов.

Источник

Псалтирь 119:5

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

«Вселихся с селении кидарскими». Кидар – второй сын Измаилов; потомки его доныне живут недалеко от Вавилона. И так, поелику издревле расположены были друг к другу враждебно (сказано: «изжени рабу и сына ея: не наследит бо сын рабы с сыном моим Исааком». – ( Быт.21:10 ) ; то справедливо сетуют о себе, что лишены прежней свободы, живут близ тех, которые почти рабы их, и сами принуждены раболепствовать.

Евфимий Зигабен

Увы мне! яко пришельствие мое продолжися! Вселихся с селении Кидарскими.

Златословесного: Это первый урок добродетели—знать, что мы странники в настоящей жизни; ибо жизнь сия есть странствование и беднее самого странствования. Ибо Христос назвал ее тесным путем. Посему и древние сознавались в этом, что они странники, за что особенно они и заслуживают удивления: потому что кто здесь странник, тот там на небе будет жителем. Итак, если Иудеи имеют сильную любовь к Иepyсалиму; то какое будет нам извинение в том, что мы не имеем сильной любви к горнему Иерусалиму? Василия: Помнящий Бога и ищущий своего отечества воздыхает, говоря: увы мне, что странствование мое продолжилось. Ибо он имеет сильное желание разрешиться и быть со Христом; посему он негодует на странствование сие, как на препятствие радости. Преподобного Никиты: Это голос и похвальный плач достигших возраста совершенного мужа. Поелику души совершенных людей не мрачны, но всегда светлы и исполнены благого света; то когда чистый их ум по некоторой телесной необходимости удалится от созерцания горних благ и лишится происходящего оттуда веселия и сладости, они смотрят на все настоящее, как на глубокую тьму, по подобию тех, которые после того как смотрели на лучи солнечные, наклонившись вниз ничего не видят ни вблизи, ни вдали; почему и почитают настоящее свое странствование продолжительным и обитание свое в мрачной сей жизни более всякого мрака неприятным. Феодорита: Кидар населен народом Сарацынским, имеющим зверские свойства, обитающим в шатрах и кущах и подражающим праотцу своему Кидару, от которого и страна сия получила наименование. Кидар же был второй сын Измаила. А как Измаил изгнан Авраамом с рабою его Агарью, то посему прилично плачут Иудеи, что потеряли первую свою свободу и стали обитать вместе с полурабами и принуждены были служить. Безименного: Но гораздо опаснее сих жестоких и диких людей хищники, живущие в сладострастии, сожительство с которыми почитается праведниками достойным слез. И часто душа имеет странствование между ими не по множеству дел, но по трудности и неприятности оных.

Лопухин А.П.

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими:

Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны

Прав. Иоанн Кронштадтский

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими

Итак, надобно воздыхать, что гостьба наша на земле продолжительна. И точно, сколько ни живи, а придет время явиться лицу Божию и от Него принять или венец доброты, или вечную погибель. Много жить почти то же, что много грешить.

Свт. Афанасий Великий

Увы мне, яко пришельствие мое продолжися. Излагает новое прошение к Богу об освобождении от пришелствия. Вселихся с селении Кидарскими. Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне, и простирающаяся даже до персов; ее населяет племя сарацинов.

Свт. Иоанн Златоуст

Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселихся с селении кидарскими

Источник

Толкование на Песня Песней 1:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Песня Песней 1:4 / Песн 1:4

Иоанн Златоуст (

Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы

«Черна я, но красива». Я черна — по причине прежнего преступления, прекрасна — по причине скорого покаяния; я черна — от скорби о своем падении, прекрасна — сиянием, полученным при крещении. «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива». Дочерьми иерусалимскими называет святые души отцов. «Черна я, но красива» — Церковь из язычников. Не смот­рите вы, святые души, не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что опалило меня солнце Правды, за мое прежнее заблуждение. Какое солнце опалило ее? Во всяком случае, не то о котором гово­рится в Екклесиасте: «восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл.1:5). Восходит для нас Солнце Правды, Хри­стос из Марии, по плоти: восток имя Ему; заходило же оно, когда Он взошел на крест и снизошел в преисподнюю. «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит». Когда Он взошел на не­беса, тогда повлек к Себе и нас. «И когда, — говорит, — Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). Об этом Солнце Правды и Исаия вос­клицает, говоря: во днех тех «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малах.4:2). Когда взошло Солнце Правды — Христос, кровоточивая женщина, коснувшись края одежды Его, остановила токи кровей своих. «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива». Если из предстоящих здесь какая-либо душа осквернена грехом, пусть не устрашается: пусть только покается и говорит: «черна я, но красива». Если и при последнем издыхании она окажется, если и к вечеру склоняется для нее время, пусть не боится: пусть покается с плачем. И тогда «вечером водворится плач, а… утром — радость» (Пс.29:6). Подражай царю Езекии: застигнутый болезнью, он лежал на одре, но, услышав слова Исаии, обращенные к нему: «сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» (Ис.38:1), обратившись лицом к стене, оросил постель свою слезами покаянья, остановил течение солнца и тотчас получил пятнадцать лет жизни.

Источник: Слово о горлице, или о Церкви.

Григорий Нисский (331/5−

Ст. 4−7 Черна есмь и добра, дщери иерусалимския, якоже селения Кидарска, якоже завесы Соломони. Не зрите мене, яко аз есмь очернена, яко опали мя солнце: сынове матере моея сваряхуся о мне, положиша мя стража в виноградех: винограда моего не сохраних. Возвести ми, Егоже возлюби душа моя, где пасеши, где почиваеши в полудне? да не когда буду яко облагающаяся над стады другов Твоих. Аще не увеси самую тебе, добрая в женах, изыди ты в пятах паств, и паси козлища твоя у кущей пастырских

В священной скинии свидения видимое совне не равноценно было сокровенной внутри красоте. Ибо опоны состояли из льняных тканей, и внешним украшением скинии служили завесы из козьих волосов, и покровы из красных кож; смотрящим же совне ничто в этом не представлялось великим и драгоценным. Но внутри вся скиния свидения сияла золотом, серебром и дорогими камнями. Столпы, их стояла и верхи, кадильница, алтарь, кивот, светильник, очистилище, умывальницы, завесы во входах, красота которых срастворялась всякого вида доброцветными красками, золотая нить, искусственною какою-то работою нарядно сотканная вместе с синевою, багряницею, виссоном и червленицею, из всего этого составив нечто единое, делала, что ткань поражала взоры, блистая как бы лучами радуги. А что имея в виду, начинаю сим речь, без сомнения, сделается для нас явным из того, что будет сказано.

Снова предлагается нам Песнь песней, как полное изложение боговедения и любомудрия. Она есть истинная скиния свидения, в которой покровами, завесами и опонами служат некие слова и речения, выражающие любовь, показывающие отношение к любимому, также изображение красоты, упоминание телесных членов, и видимого на лице, и сокрытого под облачением одежды. А что внутри, то в подлинном смысле есть некий пресветлый светильник и кивот, исполненный таин, и благоухающая кадильница, и очищение греха, оное всезлатое кадило благочестия, эта красота завес — благообразное исткание из доброцветности добродетелей, эти незыблемые столпы помыслов, неподвижные стояла догматов, и красота верхов, которыми истолковывается благодать во владычественном души, и омывальницы душ; и все, что относится к небесному и бесплотному житию, что закон предписывает, выражаясь загадочно, можно находить в сокрытых под буквою понятиях, если только, в купели Слова омыв всю скверну гнусной мысли, попечением о жизни соделаем себя способными к вступлению во святая святых, а не останемся не узревшими чудес внутри скинии, подвергшись смерти за то, что, вопреки предписанию закона, касались мертвого понятия или какого-либо нечистого помышления. Ибо закон духовный не дозволяет таковым входа, если кто, коснувшийся какой-либо мертвой и мерзкой мысли, не омоет, по Моисееву закону, ризу совести своей.

Если же солнцем именуется сопротивное приражение искушения, то никто из слушающих да не дивится сему, научаемый тому же во многих местах богодухновенного Писания. Ибо, во второй песни степеней, имеющему помощь от «Сотворшаго небо и землю» дается такое благословение, что «не ожжет» его «солнце во дни» (Пс. 120:2−5). И Пророк Исаия, предрекая состояние Церкви, описывает как бы некое торжество ее благоустройства, и словом как бы играя в повествовании, ибо говорит: о дщерях, вземлемых «на рамена», и о сынах, возимых «на колесницах» и отражающих жар «сеньми» (Ис. 66:12−20), которыми загадочно изображает добродетельную жизнь, указуя младенческим ее возрастом на незрелость и незлобие, а «сеньми» на облегчение от зноя, доставляемое душам воздержанием и чистотою. Из чего дознаем, что душе, которая уневещивается Богу, надлежит быть подъятою на рамена, не попираемою стопами плоти, но восседающею на величавости тела. Слыша же о колеснице, познаем просвещающую благодать крещения, по которой делаемся сынами, уже не на земле утверждающими стопы, но возносимыми от нее к небесной жизни. А отеняемою и орошаемою делается для нас жизнь по охлаждении зноя «сеньми» добродетели. Посему вредоносно солнце сие, когда палящие его лучи не осеняются облаком Духа, какое в покров им распростирает над ними Господь. Ибо сие самое солнце приражением искушений опаляет блистательную наружность тела и вид очерняет до безобразия. Потом невеста пересказывает, откуда возымело начало претворение нашего благообразия в черноту. «Сынове матере моея», — говорит она, — «сваряхуся о мне, положиша мя стража в виноградех: винограда моего не сохраних» (Песн. 1:5). Прежде обратим внимание не на то, чтобы с крайнею точностию разбирать словосочинение, но на то, чтобы видеть связь мыслей. Если же что в точности и не связно, пусть припишется сие недостатку выразительности у перелагавших с еврейского языка на еллинскую речь. Ибо кто прилагал старание изучать еврейский образ речи, тот не найдет ничего такого, что могло бы показаться не имеющим связности. Но склад нашего языка, несходный с складом доброречия еврейского, у следующих поверхностно буквальному значению производит некоторую слитность речи. Посему смысл сказанных пред сим речений следующий. Сколько понимаем, человек первоначально не имел недостатка ни в одном из Божественных благ; делом его было только хранить, а не приобретать сии блага. Но злоумышление врагов соделало его лишившимся того, что имел, не сохранившим того доброго жребия, какой дан ему Богом в самом естестве. Вот смысл предложенных речений. Мысль же сия загадочными словами передана таким образом «Сынове матере моея», — говорит невеста, — «сваряхуся о мне, положиша мя стража в виноградех: винограда моего не сохраних» В немногих словах Писание догматически научает многому. И во-первых тому, что подобным сему образом утверждал и Павел, а именно, что все от Бога, и «един Бог Отец из Негоже вся» (1 Кор. 8:6), и нет ни одного существа, которое не чрез Него и не от Него имеет бытие; ибо сказано: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3). Но поелику «вся, елика сотвори Бог, добра зело» (Быт. 1:31); потому что «вся премудростию сотворил» Он (Пс. 103:24) то разумному естеству дан дар свободы и присовокуплена сила, изобретающая вожделенное, чтобы имела место произвольность, добро не было чем-то вынужденным и невольным, но вменялось в преспеяние произволению. А как свободное сие движение самовластно ведет нас к тому, что нам угодно; то в естестве существ нашелся некто во зло употребивший свободу, и, по выражению Апостола, соделавшийся «обретателем злых» (Рим. 1:30). Он-то, поелику и сам сотворен Богом, нам брат, а поелику самовольно отказался от причастия добра, открыв вход злу и став отцем лжи, то поставил себя в ряду наших врагов во всем, в чем только цель данного нам произвола имеет в виду лучшее. Посему от него и для прочих возник повод к утрате благ, что и последовало с естеством человеческим. И бывшая некогда черною, а теперь соделавшаяся доброю, причину потемненного вида основательно приписывает таковым сынам матери, научая нас сказанным, что хотя для всех существ одна причина существования и как бы одна матерь и потому все, представляемое существующим, состоит между собою в братстве, но разность произволения разделила естество на дружественное и враждебное. Ибо отступившие от сношения с добрым и отступлением от лучшего осуществившие зло (потому что нет иного осуществления злу, кроме отделения от лучшего) прилагают все старание и всячески промышляют, как и других присоединить к общению в зле. И потому невеста говорит: «сынове матере моея» (множественным числом показывает многовидность порока) воздвигли во мне брань, — не набегом отвне нападая, но самую душу соделав полем происходящей в ней брани, потому что в каждом идет брань, как толкует Божественный Апостол, говоря: «вижду ин закон во удех моих, противувоюющ закону ума моего и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих» (Рим. 7:23). Посему, когда сия междуусобная брань воздвигнута была во мне братьями моими, врагами же моего спасения, сделалась я очерненною, а будучи побеждена врагами, не сохранила и винограда моего, под которым разуметь надобно виноград в раю. Ибо и там человек поставлен был «хранити» рай (Быт. 2:15); нерадение же о хранении извергает человека из рая, отступившего от востока делает обитателем западов. Посему восток является западом. Ибо сказано: «пойте» Господу «возшедшему на запады» (Ис. 66:5), чтобы, когда во тьме воссияет свет, и тьма претворилась в луч света, и очерненная соделалась снова доброю.

Видимую же несовместимость буквального чтения с найденным смыслом можно устранить следующим образом: невеста говорит: «положиша мя стража в виноградех» (Песн. 1:5). А это одинаково с сказанным: «положиша Иерусалим, яко овощное хранилище» (Пс. 78:2). Ибо не они поставили ее стражем Божественного винограда, как понял бы иной по ближайшему смыслу речи. Напротив того, стражем поставил ее Бог, они же «сваряхуся» только о ней, и «положиша» ее, «яко кущу в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде» (Ис. 1:8). Ибо, за преслушание лишившись хранимых ею плодов, представляла она из себя бесполезное зрелище, когда не стало в ней охраняемого. И поелику Бог поставил человека «делати и хранити рай», то невеста говорит следующее: Бог положил душу мою в жизнь (жизнию была та сладость рая, в которую «делати и хранити» ее поставил Бог человека); а враги вместо «рая сладости» на попечение душе моей отдали свой виноград, которого «грозд» производит «горесть, и грозд — желчь». Таковым виноградом был Содом, таковою розгою был Гоморр, осужденный вместе с Содомом, откуда лукавыя точила содомлян изливали неисцельную «ярость змиев» (Втор. 32:32−33). Но многих из людей и доныне можно видеть попечителями и стражами таковых виноградов: они старательно соблюдают в себе страсти, как бы боясь утратить зло. Посмотри на этих лукавых стражей идолослужения, совершаемого нечестием и любостяжательностию, как неусыпны они в хранении зол, почитая ущербом для себя лишиться беззакония. И в рассуждении иного в глубоко приявших в себя сластолюбие или гордыню, или кичливость, или иное что подобное, можно также видеть, как со всяким хранением объемлют они это, вменяя себе в прибыль, чтобы душа никогда не была чистою от страстей. Посему оплакивает это невеста, говоря: потому стала я черна, когда, охраняя плевелы врага и дурные их отпрыски, и ухаживая за ними, «винограда моего не сохраних» (Песн. 1:5).

О, сколько страдания в слушающих с чувствительным сердцем возбуждают слова, сии: «винограда моего не сохраних!» Явный это плач, к возбуждению сострадания извлекающий воздыхания у Пророков. «Како бысть блудница град верный, Сион полн суда» (Ис. 1:21)? Почему оставлена «дщерь Сионя, яко куща в винограде» (Ис. 1:8)? «Како седе един град, умноженный людьми? владяй странами, бысть под данию» (Плач. 1:1)? «Како потемне злато, изменися сребро доброе» (Плач. 4:1)? Как стала черною сиявшая в начале истинным светом? Все это сбылось со мною, — говорит невеста, — потому что «винограда моего не сохраних». Виноград этот — бессмертие; виноград этот — бесстрастие, уподобление Богу, отчуждение от всякого зла. Плод сего винограда — чистота. Светел и зрел этот грозд, отличающийся особенным видом и непорочностию услаждающий чувствилища души. Завитки сего винограда — связь и сроднение с вечною жизнию; возрастающие ветви — возвышенности добродетелей, восходящие на высоту Ангелов; а зеленеющие листья, тихим веянием приятно колеблемые на ветвях, — разнообразное убранство Божественными добродетелями, цветущими духом. Приобретя все это, — говорит невеста, — и величаясь наслаждением сих благ, как не сохранившая винограда, очернена я слезами, как лишившаяся чистоты, облеклась в мрачный вид, потому что такова была видом кожаная риза. Да и теперь, поелику возлюбила меня «правость», снова став прекрасною и световидною, не доверяю своему благополучию, боюсь опять утратить красоту, не успев в хранении ее, по незнанию надежного к тому способа.

Посему, оставляя речь, обращенную к отроковицам, невеста снова с изъявлением желаний призывает Жениха, в имя Возлюбленному обращая свое сердечное к Нему влечение. Ибо что говорит? «Возвести ми, Егоже возлюби душа моя, где пасеши, где почиваеши в полудне? да не когда буду яко облагающаяся над стады другов Твоих» (Песн. 1:6). Где пасешь Ты, прекрасный Пастырь, вземлющий на рамена целое стадо? Ибо все естество человеческое есть единая овца, которую восприял Ты на рамена. Покажи мне «место злачное», сделай известною «воду покойную» (Пс. 22:2), приведи меня на питательную пажить, назови меня по имени, да услышу Твой голос, извещающий, что я — Твоя овца, и гласом Твоим дай мне жизнь вечную. «Возвести ми» Ты, «Егоже возлюби душа моя». Ибо так именую Тебя, потому что имя Твое выше всякого имени, и для всякого разумного естества неизреченно и невместимо. Посему именем извещающим о Твоей благости служит влечение к Тебе души моей. Ибо как не возлюбить мне Тебя, так возлюбившего меня, и притом очерненную, что полагаешь душу Свою за овец, которых пасешь? Невозможно и придумать любви, которая была бы больше Твоей, на душу Твою обменившей мое спасение. Посему извести меня, — продолжает невеста,— «где пасеши», чтобы мне, найдя спасительную пажить, насытиться небесною пищею, не вкушающий которой не может войти в жизнь: и чтобы, притекши к Тебе — источнику, извлечь мне Божественное питие, которое источаешь Ты жаждушим, изливая воду из ребра после того, как железом отверста эта водотечь, вкусивший которой сам делается источником воды, текущей в жизнь вечную. Ибо если упасешь меня там, то, без сомнения, упокоишь «в полудне», когда, вместе с Тобою почив в мире, упокоюсь в неотененном свете; не отенен же повсюду полдень, потому что солнце сияет над самою вершиною, где упокоеваешь пасомых Тобою, когда чад Своих приемлешь с Собою на ложе. Но полуденного упокоения никто не сподобляется, не соделавшись сыном света и дня. Кто равно стал далек и от вечерней и от утренней тьмы, то есть от того, с чего начинается, и чем оканчивается зло, тот «в полудне» упокоевается Солнцем правды. Посему, — говорит невеста, — научи меня, как надлежит почить, и какой путь к полуденному упокоению, чтобы меня, по ошибке избравшую себе недоброе руководство, незнание истины не свело вместе с стадами, чуждыми для Твоих пажитей.

Сие говорила невеста в мучительной заботе о дарованной свыше красоте, и в сильном желании дознать, как можно благообразию ее сохраниться навсегда. Но еще не удостоивается она Женихова гласа, «Богу лучшее», что о ней «предзревшу» (Евр. 11:40), чтобы замедление наслаждения воспламенило любовь ее большим вожделением, и от сего вместе с любовию возрасло веселие. Напротив того друзья Жениховы беседуют с нею, в предлагаемом совете объясняя способ, как обезопасить настоящие блага. Да и их речь прикровенна по своей неясности. Она читается так: «аще не увеси самую тебе, добрая в женах, изыди ты в пятах паств» твоих, «и паси козлища у кущей пастырских» (Песн. 1:7). Хотя смысл речений сих явствен по связи с тем, что уже исследовано; однако же в словосочинении, по-видимому, есть некоторая неясность. Посему какой же смысл речи? Самое надежное для нас охранение — познать себя, и тому, кто видит не себя, но что-либо иное около себя, не думать, будто бы видит себя, чему подвергаются не углубляющиеся в себя самих, которые, усматривая у себя телесную силу, или красоту, или славу, или могущество, или какое обилие богатства, или кичливость, или вес, или рост тела, или благообразие лица, или иное что подобное, думают, что это они сами. Поэтому бывают они ненадежными охранителями себя самих, по привязанности к чуждому не храня и пренебрегая свое собственное. Ибо как человеку охранять то, чего он не знает? Посему самая надежная стража благ, какие у нас, — не не знать себя самих и каждому знать о себе, что он такое, с точностию отличать себя от того, что около него, чтобы, когда не приметит того, вместо себя не охранять чужого. Ибо кто имеет в виду жизнь в этом мире, и здешние драгоценности признает достойными охранения, тот не умеет своего собственного отличить от чужого; потому что все преходящее — не наше. Да и как владеть человеку тем, что проходит мимо и утекает? Итак, поелику постоянство и неизменность свойственны естеству духовному и невещественному, а вещество преходит, непрестанно изменяясь каким-то течением и движением, то удаляющийся от постоянного по необходимости непременно носится вместе с неимеющим постоянства. И кто гонится за преходящим, оставляет же постоянное, тот погрешает в том и другом, потому что одно упускает, а другого не может удержать. Поэтому совет друзей Жениховых выражает сказанное: «аще не увеси ты самую тебе, добрая в женах, изыди ты в пятах паств, и паси козлища у кущей пастырских». Что же это значит? — Кто не познал себя, тот исключается из стада овец, делается же принадлежащим к стаду козлов, которым отведено место по левую руку. Ибо так добрый Пастырь овец поставил по правую руку, а козлищ отлучил от лучшего жребия, поставив по левую руку.

Итак, из совета друзей Жениховых научаемся следующему: должно смотреть на самое естество вещей, и не заключать об истине по обманчивым следам. Слово же об этом надлежит изложить яснее. Многие из людей не рассуждают сами, каково естество вещей, но, смотря на обычай живших прежде, погрешают в здравом суждении о действительном, не какое-либо разумное рассуждение, но неразумный обычай полагая в основание к оценке прекрасного; отчего усиливаются достигнуть начальства и властительства, ставят в великое иметь в свете знатность и вещественный вес, между тем как неизвестно, чем каждое из сих преимуществ кончится после настоящей жизни; потому что не безопасным поручителем за будущее служит обычай, концем которого оказывается часто присоединение к стаду козлов, а не овец. Конечно же, разумеешь это выражение, взятое из евангельского образа речи. Но кто имеет в виду, чем собственно отличается естество человеческое (а это есть разум), тот пренебрежет неразумный обычай; и что не приносит пользы душе, того не изберет, признав прекрасным. Поэтому не надобно обращать внимание на следы пасомых, какие в этой оземленелой жизни отпечатлеваются пятами совершивших путь ее; ибо суд наш о том, что предпочтительнее, если основывается на видимом, сомнителен, пока не будем вне этой жизни и там не узнаем, кому мы следовали. Посему, кто не по самой действительности отличает хорошее от худого, но идет по следам шедших прежде, и предшествовавший обычай жизни берет себе в учителя собственной жизни, тот во время праведного суда, часто сам не зная как, делается из овцы козлищем. Посему и он может от друзей Жениховых услышать следующие слова: если ты, душа, из очерненной соделавшаяся доброю, прилагаешь попечение о том, чтобы дар благообразия оставался при тебе вечно, то не блуждай по следам проходивших жизнь прежде тебя. Ибо неизвестно: не козлищ ли стезя тобою видима, и ты, последуя за ними, потому что не видны тебе протоптавшие следами своими этот путь, когда жизнь будет тобою пройдена и заключат тебя в затвор смерти, не увеличишь ли собою стада козлищ, по следам которых, сама того не зная, проходила ты жизнь. Ибо «аще не увеси ты самую тебе, добрая в женах, изыди ты в пятах паств, и паси козлища у кущей пастырских».

Яснее можно выразуметь сие по другому какому-то списку, в котором словосочинение не имеет, по-видимому, недостатка в связи. Ибо сказано: «если себя самой не ведаешь ты, добрая в женах; то сошла ты со следов стад, и пасешь козлов против кущей пастырских». Так что смысл, открывающийся в сих речениях, в точности согласен с тем взглядом, какой пред сим представлен касательно сего изречения. Итак, Писание говорит: чтобы тебе, душа, не потерпеть сего, будь внимательна к себе. Ибо это надежное хранилище благ. Знай, сколько пред прочею тварию почтена ты Сотворшим; не небо соделано образом Божиим, а также не луна, не солнце, не красота звезд, ниже иное что видимое в твари: ты одна стала отображением естества, всякий ум превышающего подобием нетленной красоты, отпечатком истинного Божества, вместилищем блаженной жизни, отражением истинного света, на который взирая, сама будешь тем же, что и Он, уподобляясь Сияющему в тебе лучом, отражающимся от твоей чистоты. Нет существа так великого, чтобы могло с тобою померяться величиною; целое небо объемлется Божиею дланию, а земля и море заключаются в горсти руки Божией. Однако же Тот, Кто столько всесилен и всеобъемлющ, Кто всю тварь сжимает в длани, Сам делается всецело вмещаемым в тебе: и обитает в тебе, и не утесняется, ходя в твоем естестве, Сказавший: «вселюся в них, и похожду» (2 Кор. 6:12−16). Если на это обратишь внимание, то ни на чем земном не остановишь ока. Что об этом говорит? Даже и небо, по мнению твоему, не будет для тебя чудно. Ибо как тебе, человек, дивиться небесам, когда видишь, что сам ты долговечнее небес? И небеса преходят, а ты во веки пребываешь с Присносущим. Не подивишься широте земли и в беспредельность простирающемуся морю, будучи, подобно вознице, правящему парою коней поставлен начальствовать над сими стихиями, имея их благопокорными и подвластными своему изволению, потому что земля прислуживает тебе жизненными потребностями, и море, как взнузданный какой конь, подставляет тебе хребет и человека охотно приемлет на себя всадником. Посему, если сама себя познаешь ты, «добрая в женах», то презришь весь мир и, всегда имея пред очами невещественное благо, не обратишь внимания на блуждающие по этой жизни следы. Итак, будь всегда внимательна к себе самой и не станешь блуждать около стада козлов, во время Суда вместо овцы не окажешься козлом, не будешь отлучена от стояния одесную, но услышишь сладостный глас, который руноносным и кротким овцам изречет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие, от сложения мира» (Мф. 25:34). Да сподобимся его и мы о Христе Иисусе Господе нашем! Ему подобает слава во веки веков! Аминь.

Источник: На Песнь Песней.

Кесарий Арелатский (470−543)

Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *